международном масштабе:
определение направлений и размеров капиталовложения и источ-
ников их финансирования;
диверсификация производства и обновления продукции;
формы осуществления заграничных инвестцийв условиях приобре-
тения новых предприятий;
совершенствование организации управления по отдельним под-
раздениям и кадровой политике.
Поскольку оценка преспектив в условиях стихийного развития
мирового рынка крейне неопределенна, перспективное пранирование
не может ориентировать фирму на достижение количественных показа-
телей и поэтому обычно ограничивается разработкой лишь важнейших
качественных характеристик, конкретизируемых в программах или
прогнозах. Через них осуществляется координация перспективных
направлений развития всех подразделений фирмы с учетом их потреб-
ностей и ресурсов. На основе программы разрабатываются среднес-
рочные планы, которые уже содержат не только качественные харак-
теристики, но и количественные показатели, детализированные и
конкретизированные с точки зрения выбора средств для реализации
целей, намеченных в рамках стратегического планирования.
В системе стратегического планирования в зависимости от ме-
тодологии и целей обычно различают долгосрочное планирование и
стратегическое планирование.
В системе долгосрочного планирования используется метод эк-
страполяции, то есть истользование результатов показателей прош-
лоого периода и на основе постановки опримистических целей рас-
пространение несколько завышенныех показателей на будущий период.
Здесь делатся расчет на то, что будущее будет лучше прошлого.
В системе долгосрочного планирования цели претворяются в
программы действий, тактические планы и бюджеты , планы прибылей,
разрабатываемые для каждого из главных подразделений фирмы. За-
тем программы, тактические планы и бюджеты выполняются этими под-
разделениями и определяются отклонения фактических показателей от
запланированных.
Системы долгосрочного планировния применяются в 70-80% круп-
нейших японских корпораций, где планирование организуется следую-
щим образом:
* выбираются 5-10 ключевых стратений и вокруг них формирует-
ся политика долгосрочного развития.
* одновременно принимаются среднесрочнные планы для объеди-
нения стратений в одно целое и увязки с распределением ресурсов.
* Вышее руководство определяет цели каждому подразделению, а
последее разрабатывает количественные планы достижения этих це-
лей методом "снизу вверх".
Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное
научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в
предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели раз-
вития фирмы на плановый период.
В основу при разработке стратегического плана кладется:
* аналих перспектив развития фирмы, задачей которого являет-
ся выяснене тенденций и факторов, влияющих на развитие соответ-
ствующих тенденций;
* аналих позиций в конкурентной больбе, задача которого сос-
тоит в определении , насколько конкурентноспособна продукция фир-
мы на разных рынках и что фирма может сделать для повышения ре-
зультатов работы в конкретных напрвлениях, если будет следовать
оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;
* выбор стратегии на основе анализа перспектив развития фир-
мы в разлиных выдах деятельности и определение приоритетов по
конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и
обеспеченности ресурсами;
* анализ направлений диверсификации видов деятельности,
поиск новых более эффективных видов деятельностии определение
ожидаемых результатов.
При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые
стратегии как в традиционных отраслях, так и в новых сферах биз-
неса должны соответствовать накопленному потенциалу фирмы.
Среднесрочне планы чаще всего охватывают пятилетний срок как
наиболее соответствующий периоду обновления произвоственного пап-
парата и ассортимента продукции. В них формулируются основные за-
дачи на установленный период, например, производственная страте-
гия фирмы в целом и каждого подразделения(реконструкция и расши-
рение производственных мощностей, освоение новой продукции и рас-
ширение ассортимента); стратегия сбыта(структура сбытовой сети и
ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые
рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта);
финансовая стратегия(объемы и направления капиталовложений, ис-
точники финансироваиня, структура портфеля ценных бумаг); кадро-
вая политика( состав и структура кадров, их подготовка и ис-
пользование); определение объема и структуры необходимых ресур-
сов и форм материально-технического снабжения и учетом внутрифир-
менной специалиации и кооперирования производства. Среднесрочные
планы предусматривают разработку ив определенной последова-
тельности мероприятий, направленных на достижение целей, намечен-
ных долгосрочной программой развития.
Среднесрочнй план обычно содержит количественные показатели,
в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приволят-
ся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о капита-
ловложениях и источниках финансирования. От разрабатывается в
производственных отделениях.
Текущее планирование осуществляется путем детальной разра-
ботки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных под-
разделений в международном масштабе, в частности, программ марке-
тинга, планов по научным исследованиям, планов по производству,
материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего
плана производства являются календарные планы, которые представ-
ляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных
стратегическим и среднесрочным планами. Календарные планы произ-
водства составляются на основе сведений о наличии заказов, обес-
печенности их материальными ресурсами, степени загрузки произвос-
твенных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сро-
ков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства
предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностй,
замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабо-
чей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг вклю-
чаются показатели по экспорту продукции, заграничному лицензиро-
ванию, предовсталению технических услуг и обслуживанию.
Реализания оперативных планов осущестляется через системы
бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на
год или на более коротний срок по каждому отдельному подразделе-
нию - центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет,
или финансовый план фирмы. Бюджет формируется на основе прогноза