Содержание внитрифирменного планирования как функция управ-
ления крупной фирмой состоит в обоснованном определении основных
направлений и пропорций развития производства с учетом мате-
риальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность пла-
нирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и
каждого подразделения в отдельности на установленный период, оп-
ределения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и
псоледоватльности реализации, выявления материальных, трудовых и
финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования как функции менеджме-
нта состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности
все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные
условия для нормального функционирования и развития предприятий,
входящих в фирму. Оно предсматривает разработку комплекса мероп-
риятий, определяющих последовательность достижения конкретных це-
лей с учетом возможностей наиболее эффективного испольхования ре-
сурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Поэ-
тому планировние призвано обеспечить взаимоувязку между отдельны-
ми структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологи-
ческую цепочку: научные писследования и разработки, производство
и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирова-
ние потребительского спроса, аналих и оценку имеющихся ресурсов и
перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает
необходимость увязки пранирования с маркетингом и контролем с
целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта
вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополиза-
ции рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и
воздействовать на его развитие.
Внутрифирменное планирование в рамках крупных компаний охва-
тывает как текущее, так и перспективное планирование, осущес-
твляемое в виде прогнозирования и программирования.
Если перспективное планирование призвано определить общие
стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для
этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабаты-
ваемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое
достижение намеченных целей развития. Поэтому текущие планы до-
полняют, развивают и корректируют перспективные направления раз-
вития с учетом конкретной обтановки.
В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить
следующие формы планирования и виды планов:
Формы планирования в зависимости от длительности планового
периода:
- перспективное планирование(прогнозирование);
- среднесрочное планирование;
- текущее планирование.
Виды планов:
1) в зависимости от содержания хозяйственной деятельности -
планы НИОКР, производства, сбыта, материально-технического снаб-
жения, финансовый план.
2) в зависимости от организационной структуры фирмы - планы
производственного отделения, планы дочерней компании.
Уровень и качество планирования определяются следующими важ-
нейшими условиями: компетентностью руководства фирмы на всех
уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в фун-
кциональных подразделениях; наличием информационной базы и обес-
печенностью компьютерной техникой.
Можно выделить некоторые характерные особенности планиров-
ния в зависимости от целей:
в американских компаниях главное - это объединение страте-
гий всех подразделений и распределение ресурсов;
в английских компаниях - ориентация на распределение ресурсов;
в японских компаниях - ориентация на внедрение новшеств и
повышение качества решений.
Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; опреде-
ление политики; разработку мер и мероприятий; методы достижения
целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных
решений.
Планирование заканчивается перед началом действий по реали-
зации плана. Планирование - это начальный этап управления, од-
нако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, про-
должающийся до завершения планирукмого комплекса операций.
Планирование направлено на оптимальное использование возмож-
ностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ре-
сурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к
снижению эффективности деятельности фирмы.
Планирование включает в себя определение:
конечных и промежуточных целей;
задач, решение которых необходимо для достижения целей;
средств и способов их решения;
требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.
В зависимости от направленности и зарактера решаемых задач
различают три вида планирования: стратегическое, сруднесрочное,
тактическое.
Стратегическое планирование заключается в основном в опреде-
лении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на опреде-
ление намечаемых конечных результатов с учетом средств и спосо-
бов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ре-
сурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы,
напрмер, расширение производственных мощностей путем строи-
тельства новых предприятий или приобретения оборудования, измене-
ние профиля редприятия или радикальное изменение технологии.
Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет
отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы
управления и основывается на огромных ресурсах.
Тактическое планирование заключается в опреденеии промежу-
точных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При
этом детально разрабатываются средства и способы решения задач,
использование ресурсов, внедрение новой технологии.
Представляет интерес следующее толкование терминов, связан-
ных с планированием:
планомерность - это основа управления;
плановость - это принцип управления;
планирование - важнейшая функция управления;
плановые задания - метод управления;
разработка и реализация плана - основное содеражание процес-
са управления.
Многие крупные компании в современных условиях стали удеят
все большее внимание развитию стратегического планирования как
инструменту централизованного управления. Такое планирование, ох-
ватывающее от 10 до 20 лет, предусматривает разработку общих
принципов ориетации фирмы на перспективу; определяет стратегичес-
кое направление и программы развития, содержание и последовател-
ность осуществления важнейших мероприятий, обеспецивающих дости-
жение поставленных целей. Стратегческое планирование помогает
принимать решения по комплексным проблемам деятельности фирмы в