По заранее разработанной методике наблюдатель регистрирует какие-то факты и затем их обрабатывает и анализирует. Например, он фиксирует, из какого количества пешеходов сколько задержала витрина магазина, как долго пешеходы задерживаются у витрины, сколько из них зашли в магазин и т.д., эффективность психологического воздействия определяется тем, достигает ли это средство поставленной перед ним цели. Например, степень привлечения внимания покупателей к витрине можно определить по формуле:
О
В = ----- ; (7)
П
где, В - степень привлечения внимания прохожих;
О - число людей, обративших внимание на витрину в течение
определенного периода;
П - общее число людей, которые прошли мимо витрины в тот же период.
Эффективность рекламирования самого магазина можно рассчитать как отношение среднедневного количества его посетителей в период его рекламирования к среднедневному числу посетителей до его рекламирования.
Учет посетителей можно вести визуально наблюдателями или электронными счетчиками на фотоэлементах, а учет ежедневного количества покупок (как и товарооборот) с помощью кассовых аппаратов.
Эффективность рекламы может определяться, например, отношением числа охваченных радио, телерекламой, печатной рекламой к общему количеству жителей города, какого-то региона. Информацией о степени охвата рекламой населения обладают соответствующие средства массовой информации (тираж газет и т.д.)
При проведении наблюдений необходимо соблюдать сопоставимость данных. Например, наблюдения до и после рекламы должны проводиться в одни и те же дни недели, в одинаковом режиме дня и т.д.
Метод эксперимента используется в условиях, искусственно созданных экспериментаторами. Этот метод используется, например, при определении воздействия на покупателей витрин, упаковки, объявлений в различных рекламных средствах.
Например, один и тот же товар (стиральный порошок, кофе) помещают в упаковку различной емкости, цвета, оформления и анализируют объем продажи данного товара в этих вариантах упаковки. Отмечено, например, что хорошо раскупается кофе в вакуумной упаковке.
Метод опроса трудоемкий, но дает высокую достоверность. Он выявляет непосредственно у самих покупателей их отношение к рекламе в целом и к ее составным элементам. Результаты опроса позволяют оценить эффективность различных рекламных средств, способы подачи информации, ее оформление и т.д.
До проведения опроса тщательно готовится перечень вопросов, анкет и другой инструментарий. Вопросы должны быть достаточно деликатны, чтобы не вызвать у опрашиваемых настороженность, неискренность в ответах или откровенный отказ участвовать в опросе. Они должны быть очень просты, не заставлять людей долго размышлять над ними. Ответ, в основном, должен быть однозначным - "да", "нет". В анкетах опрашиваемый, по возможности, должен в графе против вопросов ставить лишь отметки, а не писать пространные ответы.
Материал опросных листков должен легко поддаваться компьютерной обработке для получения статистических данных.
Таким образом, действенная реклама является необходимой при работе розничной торговли. От нее в большой степени зависят результаты деятельности предприятия – товарооборот и прибыль.
Глава 3. Организационно-экономическая характеристика предприятия СФ ООО "Эколас"
Северо-Кавказский филиал Внешнеэкономической экологической Ассоциации "Эколас" был образован 5 июня 1990 года. Перед созданной организацией стояла задача объединения усилий государственных, общественных и кооперативных предприятий, учреждений и организаций, деятелей науки и техники в организации, разработке и внедрения наукоемких, экологически чистых технологий и мероприятий, связанных с охраной окружающей среды.
Основываясь на разработанном фирмой капитале при проведении экологических исследований и изысканий, фирма "Эколас" начала торговлю на обувном рынке Северного Кавказа с августа 1993 года в рамках совместной деятельности, с таким крупным производителем обуви, каким в то время являлось Российско-германское СП "БЕЛВЕСТ".
В период с 1993 года по настоящее время была создана собственная фирменная сеть в городах Ростов-на-Дону, Астрахань, Краснодар, Ставрополь, Волгоград. Кроме того, фирма осуществляет мелкооптовую торговлю в Ростовской области и на территории Северокавказского региона. На сегодня фирма в своих салонах ведет продажу средств по уходу за обувью, предметов кожгалантереи и чулочно-носочных изделий.
В настоящее время торговая компания "Эколас" на основе дилерских договоров осуществляет продвижение на обувном рынке Северного Кавказа продукции таких известных фирм - производителей обуви, как "БЕЛВЕСТ" (с 1994 г.), "Марко" (с 1996 г.), "Рокланд" (с 1998г.), "Ле-гранд" (с1999 г.), "Эльче" (с1999г.), "Сивильга" (с 1999г.), "Вигорос" (с1999г.), "Баден" (с 1998г.), "Подова" (с 2000г.), "Эгле" (с 2000г.), "Амур" (с 2000г.), "Бионика" (с 2000г.), "Бинелли" (с2001г.), "Пирамида" (с 2001г.).
Таблица 4
Основные поставщики обуви фирмы СФ ООО "Эколас"
Фирма-поставщик | Страна-производитель |
1. СП "Белвест" |
Беларусь |
2. "Марко" |
Беларусь |
3. "Ле Гранд" |
Беларусь |
4. "Антилопа" |
Словакия-Россия |
5. "Эльче" |
Испания-Россия |
6. "Бионика" |
Россия |
7. "Баден" |
Германия-Россия |
8. "Чевляр" |
Беларусь |
9. "Олип" |
Италия-Россия |
10. "Инвито" |
Италия-Россия |
11. "Вигорос" |
Вьетнам |
12. Фабрика им. Муханова (ФИМ) |
Россия |
13. "Айторг" |
Турция |
14. "Евротайм" |
Россия |
15. "Красный Октябрь" |
Россия |
16. "Парижская коммуна" |
Россия |
17. "М-Шуз" |
Россия-Германия |