рефераты по менеджменту

Финансовые результаты деятельности предприятия

Страница
13

Зависимость величины прибыли ел объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Вследствие этого немало­важное значение в рыночных условиях приобретает показатель измене­ния остатков нереализованной продукции; чем он выше, тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнкту­рой, производственной и коммерческой деятельностью предприятии, ус­ловиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка все­гда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск то­варного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести, продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой по­литики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упу­щенной будущей прибыли. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереа­лизованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении.

Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибы­ли зависит не только от количества и качества произведенной и реали­зованной продукции, но и уровня применяемых цен.

Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются сами­ми предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими про­изводителями (за исключением предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством). Поэтому уро­вень свободных цен на продукцию в определенной степени является фа­ктором, зависящим от предприятия.

В течение производственного цикла на уровень рентабельности влия­ет ряд факторов (рис. 11), которые можно разделить на внешние - свя­занные с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения, и внутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешнего воздействия.

Рассмотрим сначала факторы, непосредственно связанные с деятель­ностью предприятия, которые оно может изменять и регулировать в за­висимости от поставленных перед предприятием целей и задач, т. е. вну­тренние факторы, которые можно разделить на производственные, не­посредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и вне производственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.

Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т. е. своевременность и полноту выполнения поставщи­ками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и так далее; природоохранные мероприятия, которые необходимы для предпри­ятий ряда отраслей, например химической, машиностроительной отрас­лей, и влекут за собой значительные издержки; штрафы и санкции за не­своевременность или неточность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например штрафы в налоговые органы за несвоевременность рас­четов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно, и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников; финансовая деятельность предприятия, т. е. уп­равление собственным и заемным капиталом на предприятие и деятель­ность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т. д.

Производственные факторы включают в себя наличие и использова­ние средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные фа­кторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.

Влияние производственных факторов на результат деятельности мож­но оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экс­тенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся:

- изменение объема и времени работы средств труда, т. е., например, покупка дополнительных станков, машин, строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличе­ния объема производимой продукции;

- изменение количества предметов труда, непроизводительное ис­пользование средств труда, т. е. увеличение запасов, большой удельный вес брака и отходов в объеме выпускаемой продукции;

- изменение численности рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).

Количественное изменение производственных факторов всегда долж­но быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т. е. предприятие должно следить за тем, чтобы не снижались темпы приро­ста прибыли относительно темпов прироста затрат.

Интенсивные производственные факторы связаны с повышением ка­чества использования производственных факторов, к ним относятся:

- повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т. е. своевременная замена оборудования на более совре­менное с большей производительностью;

- использование прогрессивных материалов, совершенствование тех­нологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;

- повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости про­дукции, совершенствование организации труда.

Кроме внутренних факторов, на рентабельность предприятия оказы­вают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов относятся: гео­графическое положение предприятия, т. е. регион, в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от район­ных центров, природные условия; конкуренция и спрос на продукцию предприятия, т. е. наличие на рынке платежеспособного спроса на про­дукцию фирмы, присутствие на рынке фирм-конкурентов, производя­щих аналогичный по потребительским свойствам товар, ситуация на смежных рынках, например на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых ранках, так как изменение доходности на одном рынке влечет за собой снижение доходности на другом, например повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инве­стиций в реальный сектор экономики; государственное вмешательство в экономику, которое проявляется в изменении законодательных основ деятельности рынка, изменении налогового бремени на предприятия, изменении ставок рефинансирования и т. д.

Основные способы повышения финансовых результатов

Основные резервы увеличения балансовой прибыли следующие:

- при стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат.

В отраслях, ориентированных на конечного потребителя, решающее значение имеют объёмы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту