Для усиления мер по своевременности выплаты заработной платы в организациях Удмуртии ведет работу Республиканская межведомственная комиссия. Ее деятельность - контроль за своевременной выплатой заработанных людьми денег в различных отраслях экономики. Так, за 2006 г. (по состоянию на 1 мая 2006 г.) проведено 14 выездных заседаний Комиссии.
По ее решению Государственной инспекцией труда в УР выдано 47 предписаний, 9 руководителей организаций подвергнуты административному наказанию в виде штрафов. Самые большие долги по заработной плате на сегодняшний день имеются в военно-промышленном комплексе и на предприятиях сельского хозяйства. Вовремя платят деньги только лишь 50% всех сельскохозяйственных предприятий республики. Как это ни странно звучит, но оказалось, что для многих руководителей в агропромышленном комплексе задержка заработной платы - вполне нормальное явление. А замечания представителей Комиссии о том, что деньги нужно выплачивать в полном объеме и вовремя, вызывает у многих руководителей агропромышленности вполне искреннее недоумение.
Начиная с 1995 г., по решению Правительства Российской Федерации проводится Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Мониторинг введен как государственная система непрерывного наблюдения хода основных социально-трудовых процессов для предупреждения и устранения негативных тенденций.
Отдельным направлением Всероссийского мониторинга являются доходы и уровень жизни населения, а головной организацией по их изучению – Всероссийский центр уровня жизни при Минтруде России.
Изучение доходов и уровня жизни производилось по России в целом, в разрезе региональных группировок населения – по одиннадцати укрупненным экономическим районам и по субъектам Российской Федерации, а также по следующим группам социального достатка:
- бедное население с доходами ниже прожиточного минимума;
- низкообеспеченное население с доходами выше прожиточного минимума, но ниже минимального потребительского бюджета (такой доход составляет примерно два прожиточных минимума);
- относительнообеспеченное (среднее по доходам) население с доходами выше минимального потребительского бюджета.
Основные результаты мониторинга свидетельствуют о следующем.
В целом по Российской Федерации основные показатели уровня, динамики и структуры доходов населения представлены в табл. 3.
Если говорить об обществе в целом, то его доход следует рассматривать как валовой внутренний продукт или сумму доходов всех экономических субъектов, который также представляет собой стоимость и измеряемую ею часть продукта, произведенного за определенный период времени. Доход индивидуума, домашнего хозяйства, социальной группы – это часть и соответствующая ей стоимость произведенного продукта, которая получается в результате их экономической деятельности. Распределению потребительских благ и предметов потребления, как правило, предшествует распределение доходов. Таким образом, свою долю валового продукта, идущую на удовлетворение личных потребностей, население получает первоначально в виде доходов. Полученные доходы используются далее для приобретения необходимых товаров и услуг.
Таблица 3
Структура денежных доходов и удельный вес расходов в денежных доходах населения (процентах)
1992 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Денежные доходы - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: | |||||||||
доходы от предпринимательской деятельности |
8,4 |
16,4 |
15,4 |
12,6 |
11,9 |
12,0 |
11,7 |
11,6 |
11,2 |
оплата труда1) |
73,6 |
62,8 |
62,8 |
64,6 |
65,8 |
63,9 |
65,0 |
63,4 |
66,4 |
социальные выплаты |
14,3 |
13,1 |
13,8 |
15,2 |
15,2 |
14,1 |
12,8 |
12,8 |
13,2 |
доходы от собственности |
1,0 |
6,5 |
6,8 |
5,7 |
5,2 |
7,8 |
8,3 |
10,3 |
7,2 |
другие доходы |
2,7 |
1,2 |
1,2 |
1,9 |
1,9 |
2,2 |
2,2 |
1,9 |
2,0 |
Денежные расходы и сбережения - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: | |||||||||
покупка товаров и оплата услуг |
72,9 |
70,5 |
75,5 |
74,6 |
73,2 |
69,1 |
69,9 |
70,4 |
70,1 |
обязательные платежи и разнообразные взносы |
8,1 |
5,6 |
7,8 |
8,9 |
8,6 |
8,3 |
9,1 |
9,2 |
11,3 |
приобретение недвижимости |
0,1 |
0,1 |
1,2 |
1,4 |
1,8 |
2,0 |
2,3 |
2,4 |
2,3 |
прирост финансовых активов |
18,9 |
23,8 |
15,5 |
15,1 |
16,4 |
20,6 |
18,7 |
18,0 |
16,3 |
из него прирост, уменьшение (-) денег на руках у населения |
13,6 |
3,6 |
2,8 |
2,0 |
1,8 |
2,7 |
1,8 |
1,5 |
1,8 |