Государственное регулирование доходов должно быть направлено на преодоление чрезмерной дифференциации с помощью прогрессивного налогообложения.
Возросло значение коллективно-договорного регулирования доходов и в первую очередь заработной платы. Коллективно-договорное регулирование должно развивать и обеспечивать социальное партнерство, повысить гарантии в оплате труда каждого работника в зависимости от уровня его квалификации и выполняемых работ, а также результативности труда. Социальное партнерство государства, представительных органов работодателей и представителей органов наемных работников позволяет упорядочить соотношения заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями персонала.
Коллективно-договорная система регулирования социально-трудовых отношений в существенной степени дополняет меры по прямому и косвенному воздействию государства на уровень и дифференциацию заработной платы. Четкое распределение функций и определение круга проблем, решаемых на федеральном, региональном, отраслевом уровнях и непосредственно на предприятиях, должны обеспечивать согласованные действия звеньев единой системы договорного регулирования трудовых отношений без дублирования и противоречий на основе согласования интересов всех участников переговорных процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ситуации глубокого финансового и экономического кризиса значительная часть населения страны оказалась за пределами черты бедности, была лишена работы и поставлена в условия выживания или вынужденного самообеспечения. Одним из главных направлений адаптации населения к условиям экономики выживания стала всемерная активизация деятельности домашних хозяйств, осуществляемая как с использованием рыночных возможностей, так и по традиционным направлениям их деятельности.
К трудовым и экономическим функциям домашних хозяйств, активизировавшимся в последнее время, можно отнести: ведение личных подсобных хозяйств; индивидуально – трудовую и частно – предпринимательскую деятельность с производством товарной и нетоварной продукции; мелкую самодеятельную торговлю; расширение сферы традиционных домашних работ и производство «самоуслуг», сдача в аренду земельных участков, недвижимости, рабочего скота, предметов длительного пользования; оперирование денежными вкладами, акциями и другими ценными бумагами. Реализация этих функций позволяет домашним хозяйствам поддержать необходимый уровень потребления и стабилизировать в определенных пределах свой жизненный уровень в целом.
Реализация всех намечаемых мер будет успешной в случае взаимодействия общественных объединений, предпринимателей и государства. Это позволит восстановить доверие народа к властным органам, направить ресурсы на общенациональное возрождение.
Экономические ресурсы, необходимые для повышения уровня и качества жизни могли бы быть получены результате перераспределения части национального богатства, осевшего в частных руках в результате нарушений законодательства.
Основным источником ресурсов являются средства всех субъектов хозяйствования, полученные за счет экономического роста и предусмотренные в социально ориентированном государственном бюджете, обеспечивающем достаточные размеры консолидированных расходов на социальное развитие. Бюджетным и налоговым законодательством потребуется обеспечить финансовую достаточность социальных расходов в региональных и местных бюджетах. Будут эффективно задействованы федеральные внебюджетные фонды, а также дополнительные ресурсы частных внебюджетных социальных фондов, создаваемых под гарантии государства.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организации по видам экономической деятельности (рублей; 1995 г. - тыс. руб.)
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Всего в экономике |
472,4 |
2223,4 |
3240,4 |
4360,3 |
5498,5 |
6739,5 |
8554,9 |
10727,7 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
259,4 |
985,1 |
1434,6 |
1876,4 |
2339,8 |
3015,4 |
3646,2 |
4577,7 |
Рыболовство, рыбоводство |
746,2 |
2845,6 |
3839,3 |
5031,3 |
5444,5 |
7084,9 |
10233,5 |
12205,9 |
Добыча полезных ископаемых |
1067,2 |
5940,2 |
9099,2 |
11080,9 |
13912,4 |
16841,7 |
19726,9 |
23234,0 |
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
1211,9 |
6985,1 |
10905,4 |
13080,3 |
16135,5 |
19903,3 |
23455,9 |
27636,0 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
752,6 |
3999,5 |
5386,5 |
7035,0 |
9395,7 |
10876,6 |
13176,0 |
15527,2 |
Обрабатывающие производства |
453,8 |
2365,2 |
3446,6 |
4439,1 |
5603,4 |
6848,9 |
8420,9 |
10250,9 |
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
492,6 |
2183,4 |
3126,7 |
4065,9 |
5026,7 |
6065,8 |
7303,8 |
8717,7 |
текстильное и швейное производство |
240,8 |
1214,8 |
1764,8 |
2241,7 |
2803,0 |
3356,5 |
3986,0 |
4859,8 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
277,1 |
1347,8 |
1986,1 |
2621,1 |
3230,0 |
3774,7 |
4695,3 |
5643,3 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
390,9 |
1739,1 |
2310,3 |
2980,2 |
3754,8 |
4614,6 |
5895,4 |
7196,3 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
569,7 |
2736,6 |
4309,0 |
5480,2 |
6848,4 |
7892,0 |
9418,6 |
11199,1 |
производство кокса и нефтепродуктов |
810,9 |
4916,3 |
7012,4 |
9625,3 |
11879,0 |
13729,3 |
19397,1 |
22546,3 |
химическое производство |
517,6 |
2754,6 |
3901,8 |
4899,5 |
6154,8 |
7682,7 |
9928,3 |
12072,2 |
производство резиновых и пластмассовых изделий |
424,6 |
2140,4 |
3032,2 |
3957,1 |
4950,7 |
5956,8 |
6879,2 |
8849,1 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
489,7 |
2182,0 |
3220,0 |
4134,2 |
5207,8 |
6422,4 |
7921,8 |
10116,1 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
687,9 |
3854,9 |
5242,4 |
6285,2 |
7731,2 |
9196,8 |
10260,7 |
12090,9 |
производство машин и оборудования |
377,9 |
1975,3 |
3073,5 |
4066,6 |
5169,7 |
6514,2 |
8379,8 |
10538,0 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
370,7 |
2003,6 |
2998,8 |
3815,7 |
5108,5 |
6431,7 |
8218,8 |
10205,9 |
производство транспортных средств и оборудования |
493,6 |
2454,1 |
3664,6 |
5099,9 |
6365,0 |
7828,0 |
9377,4 |
11433,0 |
прочие производства |
373,8 |
2053,2 |
2738,2 |
3279,3 |
4045,2 |
5182,0 |
6386,8 |
7785,4 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
786,9 |
3156,5 |
4434,8 |
5869,4 |
7235,3 |
8641,8 |
10637,3 |
12863,3 |
Строительство |
587,3 |
2639,8 |
3859,3 |
4806,9 |
6176,7 |
7304,7 |
9042,8 |
11252,9 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
357,6 |
1584,5 |
2294,9 |
3068,9 |
3974,2 |
4906,2 |
6552,1 |
8309,2 |
Гостиницы и рестораны |
325,3 |
1640,0 |
2403,6 |
3039,3 |
3966,7 |
4737,3 |
6033,4 |
7267,1 |
Транспорт и связь |
702,9 |
3220,2 |
4304,2 |
5851,5 |
7471,3 |
9319,9 |
11351,1 |
13310,9 |
в том числе связь |
586,2 |
2879,2 |
4131,2 |
5661,5 |
7304,2 |
8974,2 |
11389,1 |
12988,4 |
Финансовая деятельность |
755,2 |
5232,2 |
8885,2 |
13245,9 |
15561,2 |
17383,8 |
22463,5 |
27794,9 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
416,2 |
2456,7 |
3545,6 |
4677,1 |
6196,3 |
7795,4 |
10236,8 |
12836,8 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
517,0 |
2712,1 |
3754,9 |
5200,4 |
6913,8 |
7898,6 |
10958,5 |
13237,8 |
Образование |
309,3 |
1240,2 |
1833,0 |
2927,3 |
3386,6 |
4203,4 |
5429,7 |
6984,3 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
345,0 |
1333,3 |
1959,9 |
3141,3 |
3662,6 |
4612,0 |
5905,6 |
8092,0 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
470,7 |
1548,0 |
2311,7 |
3183,1 |
3920,3 |
4822,7 |
6291,0 |
7940,0 |