Эффект производства
————————— * 100%
Затраты и вложения
Если в числитель этой формулы подставить балансовую прибыль до уплаты процентов за кредит и налогов на прибыль, так называемый НРЭИ (нетто-результат эксплуатации инвестиций), а в знаменатель - АКТИВ, т.е. актив баланса МП, где отражены направления расходования и вложений средств, то получим уровень экономической рентабельности активов (ЭР):
Балансовая прибыль +
Проценты за кредит, относимые на себестоимость
Эр = ——————————————————————
АКТИВ
Достаточная величина уровня экономической рентабельности активов - залог настоящих и будущих успехов МП.
Различные варианты соотношений затрат + вложений с эффектом производства используются как для выработки мнения о взаимосвязи этих ключевых элементов, так и для выявления тенденций к улучшению или ухудшению производственно-хозяйственной деятельности МП и управления им.
При этом необходимо также иметь в виду и специфику отрасли, ее особые свойства и характеристики, так как от этого зависит величина показателя экономической рентабельности активов. Так, рентабельность ювелирного производства существенно выше рентабельности производства овощных консервов. Однако сравнение этих показателей конкретного МП с аналогичными показателями других МП той же отрасли за длительный промежуток времени может стать индикатором выяснения: улучшилась или ухудшилась эффективность управления производственно-хозяйственной деятельностью. Именно этот показатель используют для ранжирования эффективности производственной деятельности западные промышленники стран с развитой рыночной экономикой.
Если формулу экономической рентабельности активов в числителе и знаменателе умножить на оборот малого предприятия, складывающийся из выручки от реализации продукции (работ, услуг), то величина рентабельности не изменится, так как
оборот
———— = 1,
оборот
однако при этом появятся два важнейших элемента рентабельности: коммерческая маржа (КМ) и коэффициент трансформации (КТ). Запишем эти коэффициенты в виде следующей формулы:
ЭР = НРЭИ/АКТИВ * оборот/оборот * 100% =
НРЭИ/оборот * 100% * оборот/АКТИВ =
КМ * 100% * КТ
Как правило, коммерческая маржа измеряется в процентах и показывает, какой результат эксплуатации инвестиций дают каждые 100 денежных единиц оборота, т.е. это экономическая рентабельность реализованной продукции (работ, услуг).
В зависимости от отраслевой принадлежности, КМ может колебаться от 5-10%, например, на малых предприятиях по переработке овощей и до 40-50% - например, на ювелирных МП.
Коэффициент трансформации показывает: сколько раз за отчетный период оборачивается каждая денежная единица активов или сколько денежных единиц оборота снимается с каждой денежной единицы актива. Достижение значительного оборота свидетельствует, казалось бы, об успешном управлении производственно-хозяйственной деятельностью на МП. Однако всегда необходимо учитывать, какой ценой достигается этот успех. Рассмотрим простой пример: для получения 10 млн. денежных единиц НРЭИ на 100 млн. оборота задействованно 200 млн. денежных единиц активов,-при этом приличный уровень KM -
10% (10/100*100%) - сводится на нет слишком малым значением КТ: 0,5 (100/200)
Таким образом, на каждую денежную единицу оборота надо вложить по две денежных единицы актива. Экономическая рентабельность такого малого предприятия равна всего
5% : (10% * 0,5).
Влияние на изменение экономической рентабельности сводится к воздействию на коммерческую маржу и коэффициент трансформации.Чем ниже деловая активность МП, тем больше это должно компенсироваться повышением рентабельности за счет снижения затрат на производство продукции или роста цен на эту продукцию.
Оценка экономической эффективности управления производством тесно связана с оценкой эффективности производственно-хозяйственной деятельности, а именно:
• с изменением объема производства продукции (работ, услуг) на одного занятого на МП;
• с изменением доли балансовой прибыли в стоимости продукции (работ, услуг);
• с изменением величины балансовой прибыли на одного занятого на МП.
Зачастую управление производством основано на ожиданиях, прогнозах, а иногда просто на догадках. Поэтому с большой степенью осторожности следует относиться к точности математического аппарата.
Малые предприятия, в силу своей специфики, слабо защищены от различного рода негативных обстоятельств, поскольку наиболее чувствительны ко всяким потрясениям, колебаниям конъюнктуры рынка, необязательности контрагентов, несвоевременности поставок, задержкам платежей.
Центром экономических реформ путем опроса руководителей МП в городах различных регионов России проводился сбор данных о стоящих перед малым бизнесом проблем, что позволило выявить приоритетность следующего:
- так, на первом месте оказалась нехватка финансовых ресурсов, на это указали 70% опрошенных руководителей;
- ощущалась потребность в информации о внутренних рынках сбыта. Ее считают важной 59% участников опроса, что свидетельствует об изменении рыночных отношений, развитии рыночной системы, при которой спрос определяет предложение;
- ощущались также сложности со сбытом произведенной продукции. Эту проблему считают своей основной проблемой 56% участников опроса;
- возникновение проблем с кредитованием ощутили 45% участников опроса;
- возникновение проблем со снабжением - 13% участников опроса.
Малые предприятия получили дополнительную помощь в виде Указа Президента "О первоочередных мерах поддержки малого предпринимательства" от 4 апреля 2002 г., которым предписано правительству России выделить квоту в 500 млрд. руб. для предоставления кредитов субъектам Федерации на нужды развития малого предпринимательства.
Несмотря на поддержку, МП - это повышенный риск всей производственно-хозяйственной деятельности. Так, если крупные предприятия могут существенно увеличить свои доходы только за счет перехода на массовый выпуск продукции, то МП могут рассчитывать лишь на свою исключительную предприимчивость и изворотливость, ориентированную на узкие группы потребителей, а также на возможность находить взаимовыгодные формы сотрудничества с фирмами[6].
Иногда МП приходится решать вопрос о реорганизации или ликвидации своего предприятия. В этом случае необходимо сопоставлять различные показатели стоимости, исходя из их назначения:
• стоимость - это цена приобретения активов;
• существует средневзвешенная стоимость капитала (предельная торговая ставка). Она рассчитывается исходя из стоимости для МП собственного капитала и задолженности;
• стоимость действующего предприятия - чистая текущая стоимость ожидаемых будущих денежных потоков, созданных в результате производственно-хозяйственной деятельности МП;