рефераты по менеджменту

Управление инновациями на предприятии

Страница
9

Отбор проектов с помощью перечня критериев нацелен на выявление общего представления о проекте (его достоинствах и недостатках) путем установления соответствия проектов каждому из критериев установленного перечня. Перечень критериев и степень их важности может различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее принадлежности и стратегической направленности; от характера инвестиционного проекта; от инициатора проведения экспертизы (собственно организации или потенциального инвестора).

При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые соответствуют приоритетным целям и задачам. Критерии отбора проектов подразделяются (условно) на следующие группы:

§ целевые критерии

§ внешние и экологические критерии

§ критерии реципиента, осуществляющего проект

§ критерии научно-технической перспективности

§ коммерческие критерии

§ производственные критерии

§ рыночные критерии

§ критерии региональных особенностей реализации проекта.

Состав целевых критериев определяется социально-экономической ситуацией в стране. Некоторые целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования. Целевые критерии включают [4]:

§ совместимость проекта с текущей стратегией организации и ее долгосрочным планом

§ соответствие проекта отношению организации к риску

§ соответствие проекта отношению организации к нововведениям

§ устойчивость положения организации и т.д.

Внешние и экологические критерии включают:

§ правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость соответствующему законодательству

§ возможное влияние перспективного законодательства на проект

§ возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта

§ воздействие проекта на уровень занятости и т.д.

Критерии организации-реципиента, реализующей проект, включают:

§ навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи

§ стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке

§ данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории

§ данные о потенциале роста

§ показатели диверсификации и т.д.

При помощи научно-технических критериев оценивается вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности организации. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшею специализацию организации. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также изменения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для организации большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Критерии включают данные о:

§ перспективности используемых научно-технических решений

§ патентной чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений

§ перспективности применения полученных результатов в будущих разработках

§ положительном воздействии на другие проекты, представляющие государственный интерес, и т.д.

Коммерческие (финансовые) критерии включают данные о:

§ размере инвестиций, стартовых затрат на осуществление проекта

§ потенциальном годовом размере прибыли

§ ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли

§ значение внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора

§ соответствии проекта критериям экономической эффективности капвложений

§ сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков

§ стабильности поступления доходов от проекта

§ возможности использования налоговых льгот

§ оценки периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам

§ необходимости привлечения заемного капитала и его доли в инвестициях

§ финансовом риске, связанном с осуществлением проекта.

Производственные критерии включают данные о:

§ доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования

§ необходимости технологических нововведений для осуществления проекта

§ наличие производственного персонала (по численности и квалификации)

§ возможности использования отходов производства

§ потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании) и т.д.

Рыночные (маркетинговые) критерии предусматривают оценку:

§ соответствия проекта потребностям рынка

§ общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции к моменту выхода новой продукции на рынок

§ вероятности коммерческого успеха

§ эластичности цены на данную продукцию

§ необходимости маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого товара на рынок

§ соответствие проекта уже существующим каналам сбыта

§ препятствий для проникновения на рынок

§ защищенности от устаревания продукции и склонности к модернизации

§ ожидаемого характера конкуренции и ее влияния на цену продукции и т.д.

Критерии региональных особенностей реализации проекта обусловлены различием ресурсных возможностей, степени социальной нестабильности, состоянием инфраструктуры и уровня риска при инвестиционных действиях в различных регионах.

Следующим этапом процедуры экспертизы является бальная оценка рассматриваемых проектов. Метод бальной оценки заключается в следующем:

§ оцениваются наиболее важные факторы, оказывающие влияние на результаты проекта (составляется перечень критериев)

§ критериям присваиваются веса в зависимости от их значимости (оценка значимости дается экспертами на основании прошлого опыта или проведенного социологического опроса среди потребителей)

§ качественные оценки по каждому из названных критериев (низкая, средняя, высокая) выражается количественно.

По результатам составляются оценочная таблица и профиль проекта. Общая оценка проекта получается при перемножении веса критерия и веса ранга, соответствующих отмеченным значениям. Оценки, полученные таким образом, нельзя считать абсолютно достоверными, что связано с субъективностью экспертных оценок при определении значимости каждого из факторов и числового значения каждого из рангов. Повысить объективность выводов можно, главным образом, за счет привлечения и к самим инновационным проектам, и к проведению экспертизы постороннего информационного потенциала, партнеров из числа лучших научных организаций, наиболее передовых консалтинговых, сервисных и инжиниринговых организаций, правительственных инстанций, курирующих сферы науки, технологий, образования и т.д.

Финансово-экономическая оценка предполагает проведение следующих мероприятий:

§ финансовая экспертиза состояния организации посредством определения показателей ее финансовой деятельности, предшествующей проекту

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту