Введение
Развитие машиностроения в настоящее время характеризуется значительным усложнением конструкций машин и механизмов. Оно вызвано возросшими рабочими параметрами агрегатов (скоростями, давлениями, температурами, степенями сжатия и др.), автоматизацией процессов выполнения операций и управления самими машинами, повышенными требованиями к надёжности, долговечности, производительности, точности и другим показателям. С другой стороны, высокие темпы научно-технического прогресса приводят к более быстрому моральному старению техники, к необходимости её более частой смены. Вместе с тем, промышленное производство становится более массовым или крупносерийным, основанным на глубокой специализации и широком кооперировании заводов.
Ускорение технического прогресса, повышение производительности труда, повышение качества продукции и экономия материальных и трудовых ресурсов достигаются на пути комплексной автоматизации и механизации производства. Автоматизация даёт большой технико-экономический эффект при крупнейшем производстве. При мелкосерийном производстве автоматизация может иметь не только малую эффективность, но и при определённых условиях даже может не окупиться. Прогрессивным является в этом отношении увеличение партий продукции на производстве.
Сущность и значение унификации
Расширение массовости производства достигается с помощью унификации.
Унификация – это приведение объектов одинакового функционального назначения к единообразию по установленному признаку и рациональное сокращение числа этих объектов на основе данных об их эффективной применяемости.
В основе унификации рядов деталей, узлов, агрегатов, машин и приборов лежит их конструктивное подобие, которое определяется общностью рабочего процесса, условий работы изделий, т.е. общностью эксплуатационных требований. К ним, например, относятся характер нагрузки и режим её изменения, температурные условия, силовая и тепловая напряжённость и др. Унификация наиболее распространённая и эффективная форма стандартизации.
Стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальности экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности. Унификацию можно осуществлять до стандартизации, если её результаты не оформляются стандартом. Но стандартизация изделий, их составных частей и деталей обязательно предполагает их унификацию. Отсюда можно дать ещё одно определение унификации – это форма стандартизации, заключающаяся в объединении одного, двух и более документов в одном, с таким расчётом, чтобы регламентируемые этим документом изделия можно было взаимозаменять при употреблении.
Основой унификации является систематизация и классификация.
Систематизация предметов, явлений или понятий преследует цель расположить их в определённом порядке и последовательности. образующей чёткую систему, удобную для пользования. При систематизации необходимо учитывать взаимосвязь объектов. Наиболее простой формой систематизации является алфавитная система расположения объектов.
Широкое распространение поучила разновидность систематизации – классификация.
Она преследует цель расположить предметы, явления или понятия по классам, подклассам и разрядам в зависимости от их общих признаков. Чаще всего классификацию проводят по десятичной системе. На её основе создан общероссийский классификатор продукции.
Различают следующие виды унификации:
Ø Внутриразмерная унификация всех модификаций определённого изделия с базовой моделью или между собой внутри одного типоразмера.
Ø Межразмерная унификация базовых моделей или их модификаций (между разными размерами параметрического ряда изделий, но внутри одного типа).
Ø Межтиповая унификация изделий, относящихся к различным параметрическим рядам и различным типам.
Ø Заводская (в рамках завода) и отраслевая (для ряда заводов отрасли) унификация может охватывать номенклатуру изделий, сборочных единиц и деталей, которые производят и применяют в различных отраслях народного хозяйства.
Наиболее простой метод унификации деталей и агрегатов общемашиностроительного назначения заключается в замене группы близких по конструкции и размерам типов одним оптимальным типоразмером, использование которого не связано с существенными трудностями в какой-либо сфере применения. Этот метод широко используют для деталей и узлов машин с ограниченным числом параметров, определяющих их конструкцию (шайбы, винты, болты, гайки, муфты). В других случаях требуется более сложный предварительный анализ конструкций и параметров унифицируемых объектов, оценка качества их функционирования и проведение расчётно-конструкторских работ. Неправильно осуществлённая унификация может дать отрицательный эффект, в частности, когда приходится использовать ближайшие большие унифицированные детали, вызывающие неоправданное эксплуатационными условиями увеличение массы, габаритов и трудоёмкости изготовления машин.
Задача унификации конструкций и типоразмеров изделий, составных частей и деталей является не только технической но и экономической. Её цель – стандартизовать такие конструкции и их размерные ряды, при которых суммарная эффективность в сфере производства и эксплуатации была бы наибольшей. Таким образом при унификации устанавливают минимально необходимое, но достаточное число типов, видов, типоразмеров, изделий, сборочных единиц и деталей, обладающих показателями качества и полной взаимозаменяемостью.
Взаимозаменяемостью изделий (машин, приборов, механизмов), их частей или других видов продукции (сырья, материалов, полуфабрикатов) называют их свойство равноценно заменять при использовании любой из множества экземпляров изделий, их частей или иной продукции другим однотипным экземпляром.
Наиболее широко применяют полную взаимозаменяемость, которая обеспечивает возможность беспригоночной сборки (или замены при ремонте) любых независимо изготовленных с заданной точностью однотипных деталей в сборочные единицы, а последних – в изделия при соблюдении предъявляемых к ним (к сборочным единицам или изделиям) технических требований по всем параметрам качества. Полная взаимозаменяемость возможна только, когда размеры, форма, механические, электрический и другие количественные и качественные характеристики деталей и сборочных единиц после изготовления находятся в заданных пределах и собранные изделия удовлетворяют техническим требованиям. Выполнение требований к точности деталей и сборочных единиц изделий является важнейшим исходным условием обеспечения взаимозаменяемости. Кроме этого, для обеспечения взаимозаменяемости необходимо выполнять и другие условия (устанавливать оптимальные номинальные значения параметров деталей и сборочных единиц, выполнять требования к материалу деталей, технологии их изготовления и контроля). Взаимозаменяемыми могут быть детали, сборочные единицы и изделия в целом. В первую очередь такими должны быть детали и сборочные единицы, от которых зависят надёжность и другие эксплуатационные показатели изделий. Это требование, естественно, распространяется и на запасные части.