рефераты по менеджменту

Теория человеческого капитала

Страница
1

Введение

Понятие „человеческий капитал“ приобретает в настоящее время большое

значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм.

Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным

способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний

начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как

самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления

человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и

образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования

производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме

человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в

разряд первоочередных задач в структуре социально – экономических

исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований

данной проблемы.

Целью данной курсовой работы является показать особенности

человеческого капитала и значимость управления человеческим капиталом.

В курсовой работе рассматривается теория человеческого капитала, концепция “Анализа человеческих ресурсов”, измерение индивидуальной стоимости работника, кадровая политика.

В Приложениях представлена дополнительная информация по этой теме: управление знаниями организации, статьи об управлении человеческим капиталом в России, лауреаты Нобелевской премии в области теории человеческого капитала.

Глава 1. Теория человеческого капитала

Работники становятся капиталистами не от размывания собственности на корпоративные активы (акции), как утверждает молва, а от приобретения знаний и навыков, имеющих экономическую стоимость.

Т. Шульц, Лауреат Нобелевской премии

Понятие человеческого капитала

В экономической литературе понятие человеческого капитала

рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле “одной из форм

капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта

форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что

представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков,

либо того и другого вместе“[1]. В широком смысле человеческий капитал

формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в

виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на

охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

В „Экономической энциклопедии“ человеческий капитал определяется как

„особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие

воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение

функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала

обычно включают знания общеобразовательного и специального характера,

навыки, накопленный опыт“[2].

Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала

используют функциональный подход. Принцип функциональности определения

характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры,

но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого

использования. Поэтому человеческий капитал - это непросто совокупность

навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это

накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас

навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком

в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту

производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное

использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности

закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-

четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем

вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить,

накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его

вновь эффективно применить.

Особенности человеческого капитала:

- в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью

общества и главным фактором экономического роста;

- формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего

общества значительных затрат;

- человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным

запасом, т.е. может быть накапливаемым;

- человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять

свою стоимость и амортизироваться;

- человеческий капитал отличается от физического капитала по степени

ликвидности;

- человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой

личности;

- независимо от источников формирования, которые могут быть

государственными, семейными, частными и др., использование человеческого

капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.

В экономической литературе существует несколько подходов к

классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала

можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий

капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал

образования, капитал здоровья и капитал культуры.

С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию

общества различают потребительский и производительный человеческий капитал.

Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно,

и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть

творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности

выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг,

которые приводят к появлению новых способов удовлетворения потребностей или

повышению эффективности существующих способов их удовлетворения

Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых

содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и

образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое

применение именно в производстве (создание средств производства,

технологий, производственных услуг и продуктов).

Следующим критерием классификации видов человеческого капитала

является различие между формами, в которых он воплощается.[3]

1. Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.

2. Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических,

материальных формах.

3. Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала,

связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные

нужды общества. Он включает в себя все правительственные и

неправительственные институты, которые содействуют эффективному

использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые

учреждения)

По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту