Введение
Понятие „человеческий капитал“ приобретает в настоящее время большое
значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм.
Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным
способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний
начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как
самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления
человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и
образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования
производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме
человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в
разряд первоочередных задач в структуре социально – экономических
исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований
данной проблемы.
Целью данной курсовой работы является показать особенности
человеческого капитала и значимость управления человеческим капиталом.
В курсовой работе рассматривается теория человеческого капитала, концепция “Анализа человеческих ресурсов”, измерение индивидуальной стоимости работника, кадровая политика.
В Приложениях представлена дополнительная информация по этой теме: управление знаниями организации, статьи об управлении человеческим капиталом в России, лауреаты Нобелевской премии в области теории человеческого капитала.
Глава 1. Теория человеческого капитала
Работники становятся капиталистами не от размывания собственности на корпоративные активы (акции), как утверждает молва, а от приобретения знаний и навыков, имеющих экономическую стоимость.
Т. Шульц, Лауреат Нобелевской премии
В экономической литературе понятие человеческого капитала
рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле “одной из форм
капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта
форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что
представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков,
либо того и другого вместе“[1]. В широком смысле человеческий капитал
формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в
виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на
охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.
В „Экономической энциклопедии“ человеческий капитал определяется как
„особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие
воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение
функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала
обычно включают знания общеобразовательного и специального характера,
навыки, накопленный опыт“[2].
Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала
используют функциональный подход. Принцип функциональности определения
характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры,
но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого
использования. Поэтому человеческий капитал - это непросто совокупность
навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это
накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас
навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком
в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту
производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное
использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности
закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-
четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем
вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить,
накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его
вновь эффективно применить.
Особенности человеческого капитала:
- в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью
общества и главным фактором экономического роста;
- формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего
общества значительных затрат;
- человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным
запасом, т.е. может быть накапливаемым;
- человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять
свою стоимость и амортизироваться;
- человеческий капитал отличается от физического капитала по степени
ликвидности;
- человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой
личности;
- независимо от источников формирования, которые могут быть
государственными, семейными, частными и др., использование человеческого
капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.
В экономической литературе существует несколько подходов к
классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала
можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий
капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал
образования, капитал здоровья и капитал культуры.
С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию
общества различают потребительский и производительный человеческий капитал.
Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно,
и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть
творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности
выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг,
которые приводят к появлению новых способов удовлетворения потребностей или
повышению эффективности существующих способов их удовлетворения
Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых
содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и
образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое
применение именно в производстве (создание средств производства,
технологий, производственных услуг и продуктов).
Следующим критерием классификации видов человеческого капитала
является различие между формами, в которых он воплощается.[3]
1. Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.
2. Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических,
материальных формах.
3. Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала,
связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные
нужды общества. Он включает в себя все правительственные и
неправительственные институты, которые содействуют эффективному
использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые
учреждения)
По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить