· организовать систему контроля за ходом реализации проекта;
Анализ задач бизнес-плана свидетельствует о том, что он необходим предпринимателю даже в том случае, если привлечение капитала извне фирма не планирует.
В наибольшей мере бизнес-планирование необходимо малым и средним предприятиям, работающих в условиях высокой неопределенности и имеющим меньшее право на ошибку. В условиях рынка и жесткой конкуренции предпринимателям и менеджерам этих предприятий нельзя полагаться только на опыт, интуицию и видимые удачные обстоятельства. Отказ от применения бизнес-планирования при управлении предприятием сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, являющимися причинами плохого состояния дел.[8]
У начинающего предприятия отсутствует собственный опыт, а также соответствующие связи с поставщиками и потребителями, что вынуждает его искать помощь в планировании развития своего предприятия и в определении той ниши, в которой будет оно функционировать.
Малое предприятие представляет собой простейшую структуру управления. Каждый работник выполняет несколько функций:
Директор (как правило, собственник) выполняет функции постановки задач стратегического, текущего и оперативного планирования, организации деятельности предприятия, контроля и мотивации сотрудников, сбыта продукции;
Главный бухгалтер, кроме прямых обязанностей по ведению учета, выполняет функции по анализу финансово-хозяйственной деятельности, связанному с экономией затрат, движением денежных средств, эффективностью использования ресурсов;
Начальник производства, кроме прямых функций связанных с руководством производства, осуществляет планирование снабжения и обеспечения производства оснасткой, инструментом, оборудованием.
В качестве стратегической цели на малом предприятии ставится задача стать как минимум средней фирмой, как можно скорее привлечь потенциальных инвесторов и партнеров и основное направление — это увеличение товарооборота и доли на рынке.
Бизнес-план в итоге должен ответить на вопрос, сколько денег будет приносить малый бизнес и стоит ли вообще вкладывать деньги в него. Бизнес-план - это проект будущего дела.
Бизнес-план включает в себя описательную часть и финансовую. В описательной части содержится идея малого бизнеса, определяются состояние рынка по данному направлению, место задуманного бизнеса на рынке, его цели и задачи. В финансовой части на каждый месяц детально расписываются затраты и планируемая прибыль от деятельности.
Бизнес-план должен решать следующие задачи малого бизнеса:
· изучить емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта;
· оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела;
· обнаружить всевозможные «подводные» камни, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации;
· определить критерии оценки состояния дел;
· провести сегментацию рынка.
Основные причины ошибок бизнес-планирования на малых предприятиях следующие: - недостаток средств у предпринимателя для обращения к услугам профессиональных проектировщиков; - недостаточность знаний и опыта для самостоятельной разработки бизнес-плана; - недостаток времени для тщательной проработки разделов плана.[9]
Малый бизнес должен быть четко ориентирован на потребителей. Предлагая товары или услуги, нужно четко представлять, на кого они рассчитаны и за какие деньги их готовы купить. Бизнесмен должен четко определить для себя, на кого рассчитан его продукт или услуга.
При разработке бизнес-плана необходимо учесть сезонность, которая обычно сказывается на любой деятельности. Сезонным колебаниям подвержены все виды малого бизнеса. В финансовой части необходимо тщательно и ответственно описать состояние будущего дела. Финансовый расчет покажет ожидаемый уровень дохода от бизнеса. При составлении финансового плана необходимо помнить, что бизнес строится не на год-два, а на десятилетия. Первоначально подробный финансовый план с разбивкой по месяцам составляется на два года исходя из того, что эти два года самые трудные для бизнеса. В это время идет его становление, предприниматель набирается опыта, и в этот период бизнес особенно уязвим. Это будет краткосрочное планирование. Но уже в самом начале рассмотрения бизнеса желательно представлять себе, как он будет выглядеть через большее количество лет, десятилетия, и каждый год пересматривать этот долгосрочный десятилетний план.[10]
Система бизнес-планирования в малых и средних предприятиях имеет свою специфику в силу следующих причин:
· другие целевые задачи, решаемые в процессе бизнес-планирования. Основное внимание уделяется принятию конкретных эффективных решений на короткий промежуток времени.
· меньший допуск на ошибку, так как она может оказаться фатальной и привести к финансовому кризису;
· меньший опыт планирования и более низкий уровень готовности менеджмента к выполнению этой функции;
· большая зависимость от изменения внешней среды, которая менее поддается контролю и более агрессивна, а это, в свою очередь
создает большую неопределенность и непредсказуемость в будущем малых и средних предприятий. Нестабильная внешняя среда не позволяет затрачивать много времени на разработку бизнес-плана.
· составление бизнес-плана будет делом менее затратным и сам документ будет более доступным и менее формальным.
· существует один недостаток - бизнес-планы для малого бизнеса, как правило, не глубоко отражают этапные действия по развитию бизнеса.
· Нельзя уменьшать значение правовому разделу бизнес-плана, иначе в случае возникновения правовых неувязок, весь бизнес-проект будет приостановлен или свернут. Если на больших предприятиях за этим следят юристы, то при составлении бизнес-плана для малого бизнеса – это задача консультанта, составляющего бизнес-план.
Преимуществом малых (средних) предприятий для реализации системы бизнес-планирования является простота внутренней среды, что делает ее более обозримой и предсказуемой. Кроме этого, легче создать особый психологический климат, позволяющий сплотить людей вокруг интересов предприятия и его целей, а сам процесс бизнес-планирования носит неформальный характер. Помимо отмеченной специфики, особенности планирования бизнеса в малых и средних предприятиях определяются еще и тем, на какой стадии развития находится данное предприятие. В своем развитии большинство малых и средних предприятиях проходит следующие стадии: начинающее, уцелевшее, стабильное и расширяющее предприятие. Начинающее предприятие - еще не завершило полного доходного цикла и осваивает лишь первоначальные капитальные вложения. Круг задач, стоящих перед таким предприятием ограничен и весьма специфичен: расширение клиентской базы, переход на следующую стадию роста, практическое освоение технологии бизнеса. Это и определяет специфику планирования бизнеса. Следует большее внимание уделять стратегическим элементам планирования, при этом долгосрочные цели должны быть достаточно скромными и соответствовать имеющимся в наличии ресурсам. К разработке текущих планов следует подходить с особой тщательностью, что бы избежать ошибки, которые могут иметь весьма губительные последствия. Уцелевшее предприятие - миновало стадию начинающей, начальные капитальные вложения освоены и начинает поступать первая прибыль. Вместе с тем, темп роста низок и бизнес требует постоянного пристального внимания. Основной задачей становится задача стабилизации. Предприятию необходимо добиться преимущества над конкурентами, донести больше информации о себе всем потенциальным клиентам. Это время тонкой доводки производимого продукта или оказываемых услуг. Наступает момент разработки полноценных бизнес-планов предприятия, позволяющих принимать обоснованные и взвешенные управленческие решения. Стабильное предприятие - достигло, в некотором смысле критической массы, бизнес приносит стабильную прибыль. Перед стабильным предприятием возникают новые, сложные задачи, направленные на дальнейшее расширение предприятия. На данном этапе возрастает роль стратегической составляющей бизнес-планирования, расширяется участие в нем менеджеров высшего уровня управления.