Дивизиональные структуры.
Первые разработки концепции и начало внедрения дивизиональных структур управления относятся в 20-м годам, а пик их промышленного использования приходится на 60-70-е годы ХХ века.
Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов условиях динамично меняющейся внешней среды. Первыми перестройку структуры по этой модели начали крупные организации, которые в рамках гигантских предприятий (корпораций) стали создавать производственные отделения, предоставляя им оперативную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.д. [12, c 261].
Дивизиональная структура – это такое внутреннее строение организации, при котором в рамках функциональных подразделений (производство, сбыт и др.) создаются более мелкие образования, выделяемые уже не по функциям, а по видам продукции, типу клиентов или географическим регионам. При этом задачи, общие для всей организации, – управление персоналом, юридические вопросы, финансы и т. д. – возлагаются на штабную структуру [14].
Выделяют три разновидности дивизиональных структур:
1. Дивизиональная продуктовая;
2. Дивизиональная региональная;
3. Дивизиональная, ориентированная на потребителя.
Организация подразделений по продуктовому принципу (рис. 1.5) является одной из первых форм дивизиональной структуры, и в настоящее время большинство производителей потребительских товаров с диверсифицированной продукцией используют структуру организации [12, c 262]. Она предполагает создание в структуре фирмы самостоятельных хозяйственных подразделений – производственных отделений, ориентированных на производство и сбыт конкретных видов продуктов, каждое из которых подчиняется руководителю данного предприятия.
Рис. 1.5. Дивизиональная продуктовая структура
Преимущества |
Недостатки |
1. Каждому конкретному продукту уделяется одинаковое максимальное внимание 2. Четкое разграничение ответственности и полномочий Высокие возможности контроля и управления затратами Гибкость и быстрая реакция на изменения условий внешней среды Отсутствие путаницы и «прозрачность» для конкретных руководителей подразделений |
1. Возникающая возможность дублирования ответственности 2. Дублирование производственных и иных функций Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений |
Данная структура предполагает, что управленческая ответственность за деятельность предприятия, как на внутреннем, так и на внешнем рынке распределяется между самостоятельными региональными подразделениями. Эти подразделения по содержанию и характеру своей деятельности могут выступать как производственные отделения и быть центрами прибыли, а могут организовываться в форме дочерних компаний и быть центрами прибыли и центрами ответственности. И в том, и в другом случае региональные подразделения осуществляют координацию деятельности дочерних сбытовых и производственных компаний в своём регионе по всем видам продуктов специализации крупной фирмы. Возглавляющий такое региональное подразделение вице-президент–распорядитель либо управляющий подчиняется непосредственно высшей администрации компании и осуществляет свою деятельность в тесном контакте со всеми центральными службами. В некоторых компаниях региональные управляющие имеют в своём подчинении управляющих по отдельным странам как промежуточное звено между региональным подразделением и местной дочерней компанией. Региональные подразделения осуществляют финансовый контроль деятельности каждой дочерней компании, а также контролируют составление текущего бюджета и ведают вопросами планирования, придерживаясь указаний высшего руководства компании и центральных служб.
Региональная структура управления используется компаниями, выпускающими продукцию ограниченной номенклатуры, и ориентированными на широкие рынки сбыта и конкретного потребителя. В целом она встречается довольно редко. В то же время региональный принцип управления деятельностью в сочетании с управлением по продукту является довольно распространённым и характерен для компаний, использующих смешанную структуру управления.
Рис. 1.6 Дивизиональная региональная структура управления
Преимущества |
Недостатки |
1. Самостоятельность региональных подразделений 2. ホ髜鮻蒟湜・ 糺頷 ・粽蒻・・ ・ ⅳ ⅰ褞瑣鞣燾・ ・ 澵顥 湜й 3. Снижение конфликтных ситуаций вследствие единства целей в региональном отделении チ靏・ 瑕 浯 韈・淲湜 ・・・濵胛 渼а |
1. メ蓖ⅲ ・萵 顆褥・・ 竟璋韋 鈞胙瑙顆燾・ 蒡韲・ ・・瑙・・ 2. ム・跫・ ・ⅱ蒻浯 蒟・濵・ ・ 淲 ・ ・ ・鮏 ・ ⅳ蒟・濵и ツ鰀湜・ 粽銕鮻濵・ 蔘硴頏魵瑙・ ⅳ粢褊濵・ ・ ⅳ蒟・燾・ 肛・瑾 |
Некоторые организации производят большой ассортимент товаров или услуг, которые отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей (рынков). Каждая группа имеет четко определенные специфические потребности. Если два или более таких клиента становятся особенно важными для фирмы, она может использовать организационную структуру, ориентированную на потребителей.