ВВЕДЕНИЕ
Иметь предприятие, приносящее постоянную и качественную прибыль – это мечта каждого человека, желающего финансовой независимости и хорошего будущего для своей семьи. Однако не многие решаются занять нишу предпринимателей в силу того, что большинство людей боится не только «старта» в море большого и малого бизнеса, который начинается с определения организационно-правовой формы деятельности, но и выбора структуры управления. Также могут возникнуть проблемы в связи с принятием управленческих решений, от которых может зависеть не только судьба какого-то проекта, но и всей организации в целом.
Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций. Управленческие решения же – это постоянное строительство эффективной организации, необходимое для достижения поставленных целей.
Данная тема заинтересовала меня прежде всего потому, что она является одной из основополагающих в теории управления, и мне, как будущему менеджеру, просто необходимо ее знать. Кроме того, полученные знания пригодятся в том случае, если возникнет идея создания собственного дела.
При написании первой главы курсовой работы я ставила перед собой следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и принципы построения организационной структуры управления;
Рассмотреть типы и виды организационных структур;
2. Раскрыть содержание процесса принятия управленческих решений.
Вторая глава курсовой работы посвящена разработке стратегической маркетинговой программы для предприятия. В качестве примера мною рассмотрена компания по производству и установке пластиковых окон «Оконникоффъ».
При написании работы были использованы теоретические материалы, периодическая литература, а также материалы Интернета.
Глава 1. Структура управления и процесс принятия управленческих решений, их проектирование.
Структура управления на современном этапе развития менеджмента
Термин «структура» пришел в русский язык из латинского и переводится как «строение», «порядок», «расположение», «связь». Структуру того или иного объекта можно рассматривать, во-первых, как определенный тип сочетания его отдельных частей, и, во-вторых, как упорядоченную совокупность связей между ними. Однако часто она рассматривается по принципу «или-или», что является ошибочным подходом, так как речь идет лишь о двух сторонах одной и той же медали, хотя и относительно самостоятельных.
Управление как воздействие и деятельность не может существовать без определенной структуры. Структура управления представляет собой упорядоченную совокупность элементов управления (должностей, подразделений и служб), находящихся в определенной взаимосвязи и соподчинении и объединенных коммуникационными каналами [3, с 227]. Организационная структура управления (ОСУ) определяется как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми [14].
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами структуры управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые − это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления.
Управленческие структуры можно классифицировать по следующим основаниям [3, с 228]:
1. по степени сложности, которую характеризуют:
- число подразделений и мест расположения;
среднее количество подчиненных у одного руководителя;
количество уровней управления;
важность принимаемых решений и др.
2. по принципам разбиения (функциональный, объектный и др.);
по степени централизации (централизованные или децентрализованные);
по целевому назначению (стратегические, оперативные, информационные и др.).
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования ОСУ, разработке которых было посвящено немало работ отечественных и зарубежных авторов. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом[1].
1. Организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям;
2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию;
3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними;
4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом;
5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.
Данные принципы сформировались под влиянием определенных факторов. Главный фактор, "задающий" возможные контуры и параметры структуры управления, - сама организация. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля.