Введение.
В настоящее время российский рынок строительных услуг, как и многие другие российские рынки, переживает отнюдь не лучшие времена: мировой финансовый кризис заставил тысячи компаний прекратить свою деятельность и оставить занимаемые ими рыночные ниши для других, более успешных и развитых компаний. В связи с этим произошло резкое ужесточение конкуренции, ведь каждая организация хотела остаться в «игре», и теперь помимо нахождения возможностей по снижению издержек и оптимизации собственных ресурсов, предприятия должны также вести четкую маркетинговую политику в отношении выпускаемых товаров, предоставляемых услуг, потенциальных и имеющихся потребителей, а также в отношении собственной деятельности, работая над имиджем и создавая бренд.
Строительная компания «ТопДом», чья деятельность рассматривается в данной курсовой работе, является одной из немногих организаций, которые сумели не только удержаться «на плаву» и сохранить имеющихся клиентов, но и проводить постоянную работу с потенциальными клиентами. Основным залогом успеха компании «ТопДом» является не только профессионализм и отменная квалификация персонала и всей компании в целом, но и широкий спектр предоставляемых услуг, а также их несомненное качество. В качестве примеры работы с потенциальными клиентами можно привести достаточно хорошо налаженную маркетинговую деятельность: нахождение компании среди первых позиций в поисковых страницах при запросах основной деятельности, иными словами, контекстная реклама, а также печатная реклама, заключающаяся в распространении листовок и публикации в соответствующих журналах.
Данная курсовая работа разработана применительно к строительной компании «ТопДом», профилем которой является строительство коттеджей в ближнем Подмосковье. Целью работы является выявление основных целей и миссии организации, обзор внешней среды и установление стратегии компании, а также детальный разбор организационной структуры компании и прогнозирование ее деятельности.
Компания «ТопДом» уже на протяжении 5 лет успешно проводит свою деятельность на рынке по оказанию услуг в строительстве коттеджей в ближнем Подмосковье.
Данная строительная компания позиционирует себя как успешную команду профессионалов, выполняющую свою работу на высоком уровне, опираясь на накопленный опыт. Подтверждением этого является рост заказчиков, среди которых есть и частные лица, и корпоративные клиенты. Помимо своей основной деятельности, а именно строительства уютных коттеджей, компания также предлагает свои услуги в области ремонтных работ и отделке офисов и квартир, а также оформлении магазинов, ресторанов и фасадов зданий.
Основным секретом успеха является избавление клиентов от всех проблем, связанных с ремонтом, предлагая полный комплекс работ от составления Задания на проектирование до реализации стоительно-монтажных и отделочных работ. «ТопДом» обеспечивает комплексный подход, т.е. обеспечивает выполнение всех работ, связанных с подготовкой Задания на проектирование, проектированием (концептуальный проект, архитектурный проект, инженерные системы, дизайн-проект), строительством, реконструкцией, ремонтом и отделкой, управление реализацией проекта в целом. Дополнительно компания обеспечивает юридическое сопровождение работ (сбор исходно-разрешительной документации, согласование проектной документации в государственных контролирующих органах, получение разрешения на строительство).
Сотрудничество компании с многими фирмами-поставщиками дает большое преимущество клиентам, ведь благодаря этому «ТопДом» может предложить отделочные материалы, оборудование, мебель и даже аксессуары с использованием самых последних современных технологий и по более привлекательным ценам. К примеру, компания «ТопДом» сотрудничала с такими фирмами, как ООО «Портал», ЗАО «Новые Черемушки», ООО «Logos», ЗАО «Новый Век», ООО «Дом Удачи», компании «SVEN», «Чорон Даймонд», «Михайлов и партнеры», «IFT-group», «Природа», «Сити 2000».
Для успешной деятельности на рынке, а также удержания своих позиций и роста, любом компании недостаточно только качественно оказывать свои услуги и выполнять ряд работ, ведь рынок никогда не стоит на месте, он динамичен, и ему необходимо соответствовать. Таким образом, перед компанией возникает задача четкого позиционирования себя и своей продукции, а также выделения потребителей, для которых будет проводиться деятельность, другими словами – нужно произвести сегментацию рынка.
В настоящее время на рынке строительства коттеджей ведется жесткая борьба, так как стремление жить загородом обусловлено не только некой необходимостью, но и веянием моды, общественностью. Тем не менее, позволить себе такое «удовольствие» могут немногие, поскольку это требует больших капиталовложений. Таким образом, как только компания определилась со специализацией своей деятельности, настает следующий этап: правильное определение целевых рынков, которые будут приносить доход. При определение целевого рынка и целевого потенциального клиента важно принять верное решение, а не пытаться продавать свой товар или оказывать услуги каждому. Иными словами, следует четко определить демографические и психографические черты портрета вашего потенциального клиента, который заинтересован именно в ваших товарах и услугах. Для того, чтобы получить достоверный «портрет» потенциального потребителя, нужно выяснить следующие психографические характеристики:
· образ жизни;
· интересы и увлечения;
· сферу деятельности
· достаток.
Чем большее количество демографических и психографических характеристик будет установлено в портрете потенциально клиента, тем больше шансов правильно определить собственную целевую аудиторию, и, соответственно, сегмент рынка.
Проецируя вышесказанное, портрет потенциального клиента компании «ТопДом» выглядит следующим образом: человек с достатком «выше среднего», т.к. строительство коттеджей требует больших финансовых затрат; семьянин, стремящийся улучшить комфорт жизни своих родных; можно предположить, что у потенциального потребителя есть автомобиль, поскольку частые поездки загород затруднительны при пользовании общественным транспортом; состоявшийся сотрудник большой компании, либо человек, занимающийся собственным бизнесом. Предпочтительнее ориентироваться на мужскую часть аудитории, так как они наиболее разборчивы и осведомлены в сфере строительства.
После выявления потенциальных потребителей, стоит окончательно утвердить цели предприятия. Цели предприятия отражают более конкретный уровень принятия решений. Они могут выражаться в количественных и качественных показателях. Различают общие цели предприятия и специальные. Общие цели разрабатываются для предприятия в целом. Они отражают основную концепцию развития компании (основные направления программы развития) и разрабатываются на достаточно длительную перспективу. Примерами общих целей могут быть: