При оценке факторов макросреды, мы смогли выяснить влияние различных внешних факторов на положение фирмы «Харбелл»:
1. Политических – связанных с политической нестабильностью в стране и политической борьбы за власть.
2. Экономических – особое влияние оказывает уровень инфляции в стране.
3. Социально-культурных – низкая обеспеченность населения социальными льготами (обучение, медицинское обслуживание, пенсии и др.).
В связи со слабым социальным обеспечением населения, низким уровнем прожиточного минимума, безработицей – повысилась в стране криминилизация общества.
4. Правовых - задержка со стороны правительства, занятого политической борьбой, принятия и разработки благоприятных законодательных актов для предпринимателей, которые не будут ограничивать деятельность предпринимателей и обеспечивать уход от «теневой экономики» (оплата налогов в бюджет и др.).
5. Демографических – связанных с превышением смертности над рождаемостью.
6. Экологических – связанных с загрязнением окружающей среды (выбросы, отходы и пр.) и особым влиянием на демографические факторы.
В результате проведенного анализа получаем, что демографическая, технологическая, политико-правовая, социально-культурная ситуации в Украине удовлетворительные, что способствует снижению конкурентоспособности фирмы «Харбелл».
Результаты диагностики рынка (конкурентов, которые действуют в рамках одной отрасли; потенциальных конкурентов, которые могут выйти на рынок; потребителей; поставщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, которые обеспечивают производителей необходимыми ресурсами) приведены в Таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Исходные данные для анализа факторов мезосреды
Группа факторов |
Фактор |
Текущее состояние фактора и тенденция к изменению фактора |
Определение возможности или угрозы |
Оценка (-30 +30) |
Коэф. Знач. |
Взвешенная оценка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Отрасль |
1. Снижение цен на сырье 2. Снижение цен на готовую продукцию |
ухудш. ухудш. |
угроза угроза |
-30 -30 |
0,6 0,4 |
-18 -12 |
Всего: |
1 |
-30 | ||||
Товары |
1. Появление новой продукции 2. Увеличение номенклатуры |
улучш. улучш. |
возможн. возможн. |
+30 +30 |
0,5 0,5 |
+15 +15 |
Всего: |
1 |
+30 | ||||
Поставщики |
1. Нарушение поставок сырья 2. Появление новых поставщиков |
улучш. улучш. |
возможн. возможн. |
+30 +10 |
0,7 0,3 |
+21 +3 |
Всего: |
1 |
+24 | ||||
Покупатели |
1. Уровень изменения потребностей, предпочтений и вкусов покупателей 2. Склонность покупателей к приобретению товаров данного предприятия |
ухудш. улучш. |
угроза возможн. |
-5 +20 |
0,4 0,6 |
-2 +12 |
Всего: |
1 |
+10 | ||||
Конкуренты |
1. Усиление конкуренции 2. Усиление конкурентных преимуществ конкурентов |
ухудш. ухудш. |
угроза угроза |
-10 -20 |
0,4 0,6 |
-4 -12 |
Всего: |
1 |
-16 | ||||
Торговая сеть |
1. Появление торговой сети у предприятия 2. Банкротство фирм-торговцев |
улучш. улучш. |
возможн. возможн. |
+20 +20 |
0,5 0,5 |
+10 +2,5 |
Всего: |
1 |
+12,5 | ||||
ИТОГО: |
+30,5 |
Проведенный анализ мезосреды фирмы «Харбелл» свидетельствует, что необходимо следить за деятельностью как потенциальных, так и существующих в данной отрасли конкурентов с целью поддержания конкретных позиций на рынке (расширением номенклатуры, гибкая ценовая политика).