Таблица 5.2 – Формулирование проблемного поля для предприятия с помощью матрицы SWOT-анализа
Микросреда предприятия Макро- и мезосреда предприятия |
Сильные стороны |
Слабые стороны | |||||||
1. Квалификация персонала |
2. Уровень подготовки кадров |
3. Степень разработки управленческой философии |
4. Маркетинговая стратегия |
1. Степень стабильности | |||||
+15 |
+15 |
+7,5 |
+5 |
-6 | |||||
Возможности |
1. Поставки сырья +21 |
+36 |
+36 |
+28,5 |
+26 |
+15 | |||
2. Появление новой продукции +15 |
+30 |
+30 |
+22,5 |
+20 |
+9 | ||||
3. Увеличение номенклатуры +15 |
+30 |
+30 |
+22,5 |
+20 |
+9 | ||||
4. Склонность покупателей к приобретению товаров данного предприятия +12 |
+27 |
+27 |
+19,5 |
+17 |
+6 | ||||
Угрозы |
1. Повышение цен на сырье -18 |
-3 |
-3 |
-10,5 |
-13 |
-24 | |||
2. Социальная обеспеченность -17,5 |
-2,5 |
-2,5 |
-10 |
-12,5 |
-23,5 | ||||
3. Темп инфляции -15 |
0 |
0 |
-7,5 |
-10 |
-21 | ||||
4. Уровень политической стабильности -12,5 |
+2,5 |
+2,5 |
-5 |
-7,5 |
-18,5 |
На каждом полученном поле матрицы нужно рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить из них те, которые могут учитываться при разработке стратегии.
Поле Сильные стороны и Возможности.
Сильные стороны предприятия превосходят слабые, а рынок предоставляет больше возможностей, нежели образует угроз. В такой ситуации предприятие должно применять активные действия для укрепления позиций на рынке путем расширения своей части, дифференциации продуктов, выведением на рынок товаров- новичков. Устойчивое финансовое состояние дает возможность выделить ресурсы на научно-исследовательские работы, увеличивать инвестиционный портфель, преодолевать конкурентов.
Таблица 5.3- Количественная оценка проблем предприятия на основе матрицы SWOT-анализа
Проблема |
Оценка |
Стратегия |
1. Степень отсутствия финансовой стабильности предприятия |
- 24 |
Финансовая стратегия |
2. Отсутствие эффективной маркетинговой политики |
-13 |
Маркетинговая стратегия |
3. Степень разработки управленческой философии |
-10,5 |
Стратегия управления персоналом |
4. Уровень подготовки кадров |
-3 |
Кадровая стратегия |
5.Квалификация персонала |
-3 |
Функциональная стратегия |
Поле Сильные стороны и Угрозы.
Предприятие должно использовать свои сильные стороны, которые преобладают, для нейтрализации внешних угроз, а не для роста, то есть переходить к позиционной обороне. Эти предприятия могут избирательно осуществлять "контратаки" — занимать отдельные рыночные ниши, но больше усилий должны направлять на стимулирование конкурентов и подготовку к активным действиям в будущем, когда возможности будут преобладать угрозы.
Поле Слабые стороны Возможности.
У предприятия преобладают слабые стороны, но имеются и благоприятные рыночные возможности. Нужно пытаться усилить конкурентные позиции в тех отраслях, где это возможно, с одновременной ликвидацией (продажей) слабых хозяйственных подразделов. Целесообразно концентрировать внимание на снижении уровня расходов и повышении конкурентоспособности предприятия.
Поле Слабые стороны и Угрозы.