ВВЕДЕНИЕ
Стратегический анализ занимает важное место в процессе подготовки и принятия управленческих решений и является неотъемлемой частью планирования хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности. По той причине, что в условиях рыночной экономики руководители предприятий, главные бухгалтера и менеджеры разных уровней должны уделять больше внимания решению стратегических проблем. Здесь им на помощь приходит стратегический анализ, который основывается на материалах других экономических дисциплин и его целью является освоение знаний и методики и техники проведения аналитических исследований, выявление возможностей повышения эффективности производства, финансовой и инвестиционной деятельности.
Стратегический анализ имеет огромное значение для оценки результатов деятельности и изменения стратегического плана предприятия или его реализации.
Управление предприятием в условиях рыночной экономики невозможно без планирования хозяйственной деятельности на всех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. Наиболее важным является стратегический уровень, на котором принимаются жизненно важные для дальнейшего развития предприятия управленческие решения. Стратегический уровень управления – это наивысший уровень, обеспечивающей функцией которого является стратегический анализ.
Исследуя суть стратегического анализа, необходимо обратить внимание на то, что этот термин, так же как и некоторые другие термины (стратегическое видение, стратегические цели, стратегическое управление и т.п.), было создано от слова стратегия. Следовательно, для определения особенностей стратегического анализа необходимо остановиться на том, что же такое стратегия и какое значение она имеет для предприятия.
Стратегия - это комплексный план деятельности предприятия, который разрабатывается на основе творческого научно обоснованного подхода и назначается для достижения долгосрочных глобальных целей предприятия.
Таким образом, стратегический анализ – это комплекс исследования позитивных и негативных факторов, которые могут повлиять на экономическое состояние предприятия в перспективе, а также путей достижения стратегических целей предприятия.
Цель работы – сделать предварительный анализ и SWOT-анализ производственной фирмы «Харбелл» и на основе полученных результатов дать рекомендации для улучшения эффективности деятельности фирмы.
Производственная фирма «Харбелл» работает на рынке кожгалантерейной продукции более 10 лет. Фирма «Харбелл» является лидером рекламно-сувенирного направления, украинским производителем фирменных спортивных, дорожных, деловых сумок, рюкзаков, бейсболок и других различных аксессуаров, исполненных в корпоративных цветах с использованием ленты, замочков, фурнитуры с логотипом фирмы заказчика. Разработка эксклюзивных моделей по каталогам и эскизам заказчика.
Фирма «Харбелл» является официальным поставщиком спортивных сумок для сборных команд Украины, а также спортивных сумок для Олимпийской сборной команды Украины. Благодаря превосходному качеству и дизайну выпускаемой продукции, компания «Харбелл» завоевала успех среди таких фирм, как представительства «Subaru», «Toyota», «Honda», ОАО ПБК «Славутич» и др. Постоянными партнерами являются фирмы «Brig», «Brig LTD»,Украинский центр транспортного сервиса «Лиски», ООО «ЕвроФудс ГБ Украина», «Торчин продукт», «На здоровье» и др.
Юридический адрес г.Харьов, 2-й Волгоградский въезд, 6.
Рисунок 1.1 – Структура управления предприятия
Рисунок 1.2 – Организационная структура предприятия
Таблица 1.1 – Основные потребители продукции предприятия
Название продукции |
Основные потребители |
1 |
2 |
Реклама, дизайнерское исполнение |
Авиакомпания «Международные авиалинии Украины» |
Сувениры, реклама |
«Майский чай», «Липтон», торговая группа «Рейнфорд» и др. |
Рюкзаки, бейсболки |
«Coca-Cola» |
Спортивные сумки, футболки, бейсболки и др. |
Олимпийская сборная команда Украины |
Таблица 1.2 – Основные конкуренты предприятия
Наименование продукции |
Основные конкуренты |
Аппликация на ткани, логотипы, надписи |
ЧП Чефранов О.Н. |
Изготовление сувенирно-рекламной продукции |
ЧП Малхасян |
Рекламные услуги |
Goresh, LTD |
Сумки |
Компания «Олимп», ЧП «Долли», ООО «АиК» |
Ассортимент продукции: сумки поясные, спортивные, специальные, детские, дорожные, папки, рюкзаки, портфели, ранцы, кейсы, бейсболки, разработка, производство, пошив, сувенирная продукция, вышивка, шелкография, нанесение логотипа.
Рассмотрим основные технико-экономические показатели деятельности предприятия
Таблица 1.3 - Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия
Название |
Значение показателя |
Прибыль предприятия, тыс.грн. |
900 |
Производственные запасы , тыс.грн. |
648 |
Среднеучетная численность рабочих, чел |
102 |
Среднемесячная заработная плата работника, тыс.грн. |
3,96 |
Рентабельность ,% |
48 |
Таблица 1.4 – Финансовые показатели и коэффициенты финансовой деятельности предприятия
Название показателя |
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
Коэффициент текущей ликвидности |
5,18 |
8,53 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,91 |
2,33 |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
0,75 |
1,02 |
Рабочий капитал |
1104 |
1356 |