В основном все работники имеют стаж более 5 лет. Отмечена тенденция снижения числа работников, имеющих стаж работы более 20 лет. Это подтверждает факт омоложения кадрового состава предприятия.
Основные технико-экономические показатели фирмы
Таблица 2.6
Показатель |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
Рентабельность активов, РА |
3,2 |
6,4 |
5,7 |
Рентабельность собственного капитала, РСК |
13,1 |
37,2 |
х |
Рентабельность основной деятельности, РG |
29,4 |
20,2 |
х |
Рентабельность продукции |
17,2 |
18,4 |
х |
Рентабельность реализованной продукции, РП |
7,4 |
12,5 |
8,0 |
Рентабельность объема продаж, РVП |
25,7 |
17,2 |
12,8 |
Производство алкогольной продукции, всего, дал |
358,3 |
416,7 |
421,8 |
Рис. 2.6 Динамика ТЭ показателей.
Годовой темп прироста производства рассчитывается по средним геометрическим:
Тпр= Тр-100%=121,1%-100%=21,1%
Таким образом, анализируемое предприятие имеет положительные темпы прироста по алкогольным изделиям 21,1%.
Увеличение объемов производства частично обусловлены увеличением ассортимента продукции, выпускаемой заводом.
Итак, рентабельность собственного капитала увеличилась, так как происходит увеличение чистой прибыли без изменения в росте собственного капитала, рентабельность продукции упала, что объясняется, что затраты на производство и реализацию продукции увеличились на 68,8 % или в 1,7 раза, а объемы производства только в 1,2 раза. Что касается рентабельности реализованной продукции, то на рубль реализованной продукции в 1999 году приходилось 7 копеек, в 2000 году показатель повысился и составил 12,5 копеек, а в 2001 году снова упал, составил 8 копеек.
Из таблицы видно, что все показатели рентабельности в 2001 году уменьшились примерно в 1,5 раза, то есть экономическая эффективность предприятия уменьшилась в 1,5 раза. В 2000 году рентабельность активов, собственного капитала, реализованной продукции увеличившись примерно в 2 раза, по сравнению с 1999 г. А показатели рентабельности основной деятельности, произведенной продукции, а также объема продаж уменьшились в 1,54 раза, то есть можно сделать вывод о том, что баланс предприятия не является способность превращать свои активы в деньги.
Предприятие является рентабельным, так как результаты от реализации продукции покрывают издержки производства и образуют прибыль, хотя и снижают малую прибыль и недостаточную для нормального функционирования ВШ.
Следует отметить, что в 1999 году затраты на производство продукции составили 45,7 тыс. рублей за 1 тыс. дал., а в 2000 году уже 66,4 тыс. руб., то есть затраты увеличились в 1,5 раза.
Внешняя среда организации – это факторы прямо и косвенно влияющие на организация из вне. (см. рис. 2.7)
Рис. 2.7 Внешняя среда организации
|
Среда косвенного воздействия
|
Значительное воздействие на предприятие оказывают факторы внешней среды (макросреды), под влиянием которых изменениям могут подвергнуться эффективность функционирования предприятия и устойчивость его финансово-хозяйственной деятельности. В целях предотвращения каких-либо негативных последствий для конкретного предприятия, необходимо выявить и определить внешние факторы, имеющие свою классификацию.
Таблица 2.7.
Факторы макроокружения: Экономические
Фактор | Проявление | Возможные решения предприятия |
Резкое падение жизненного уровня населения |
Снижение покупательской способности на выпускаемую продукцию |
Уменьшение нижнего предела цены, установленного государством |
Проблема неплатежей |
Большая дебиторская задолженность |
Выход предприятия из создавшейся ситуации пут-тем применения юридических санкций (претензионные акты) и методом взаимозачетов. |
Наличие высоких налоговых требований. |
Рост отпускной цены предприятия => снижение платежеспособного спроса |
Полное удаление или максимальное снижение ставки акциза на такое основное сырье как спирт. |
Применение общих нормативов к переоценке основных фондов без учета их фактического износа |
Вымывание у предприятия собственных оборотных средств и удорожание продукции за счет необоснованной амортизации. |
Необходимость нахождения определенного компромисса с экспертной оценочной комиссией. |
Неприемлемость механизма исчисления и уплаты акциза |
Отсутствие финансовых возможностей оплаты акциза в срок => штрафы, рост пени и общего долга перед бюджетом и кредиторами. |
Добиться от правительства пересмотра сроков оплаты акцизов и введение более гибкого механизма, учитывающего различные варианты оплаты отгруженной продукции уплата акциза по готовой продукции. |
Ограничение рекламной деятельности |
Отсутствие возможности размещения рекламы на радио и телевидении. |
Сделать ставку на другие каналы, влияющие на продвижение товара на рынок. |
Отсутствие единого экономического пространства на территории Р.Ф. |
Противоречие нормативных актов, касающихся ввоза и реализации алкогольной продукции в регионы Р.Ф. |
Заключение договоров на уровни глав администраций и Правительств. Отмена введенных большинством регионов искусственных препятствий для ввоза и реализации на их территории алкогольной продукции |
Несоблюдение авторских прав |
Незаконное использование некоторыми оптовыми покупателями фирменного знака и имиджа продукции предприятия при продажи фальсифицированных изделий. |
Отработка механизма выхода предприятия на конечного потребителя через расширение сети розничной фирменной торговли. |
Значительная роль государства в хозяйственной., деятельности предприятия. |
Минимальные права в сфере принятия решений, вязаных с производством, ценообразованием и реализацией. |
Направление Правительства республики Адыгея по эффективному пути развития отрасли. Предоставление предприятиям-производителям самим регулировать цены на выпускаемую продукцию |
Присутствие завода в реестре предприятий—монополистов |
Большая роль предприятия в формировании регионального бюджета => значительные отчисления. |
Необходимость полного использования всех преимуществ этого положения, вплоть до монополизации торговли. |
Неэффективность монопольной политики со стороны государства. |
Значительное присутствие фальсифицированной продукции на рынках сбыта. |
Добиться от Правительства более эффективного контроля за нелегальными производителями и максимального вытеснения их с рынков. Добиться от Правительства Запрета выдачи лицензий на производство |
Переход государства на рыночную форму хозяйствования экономики. |
Потеря планового механизма распределения продукции => спад реализации => спад производства. |
Создание на предприятии эффективной и самостоятельной службы маркетинга с целью изучения коньюктуры рынков. |
Тенденция роста значимости технологического потенциала предприятий. |
Необходимость поиска финансовых средств в целях разработки новых видов продукции. |
Производство наиболее рентабельной продукции, пользующейся высоким спросом на рынках сбыта. |