Закономерности даже одной природы не равнозначны: есть общие, системные, и есть частные, специальные. Поэтому и принципы не одинаковы.
Общие психологические принципы менеджмента – важнейшие рекомендательные положения по менеджменту всей деятельности предприятия, учитывающие её основные психологические закономерности. Эти принципы делятся на две группы.
Первая группа – миссионно-рыночные, отражают реальные психологические зависимости успешной деятельности предприятия в рыночной сфере.
Они имеют ценностно-ориентирующее, сквозное значение для всего менеджмента каждого его акта (рисунок 2).
1. Принцип взаимопонимания и доверия руководства, предпринимателя и менеджера. Предпринимательство и менеджмент – взаимосвязанные, но не идентичные явления. У предпринимателя и менеджера немало общего, и прежде всего общий интерес в успехе предприятия, сходство взглядов на способы его достижения. Это сходство на мелких предприятиях приводит нередко к тому, что предприниматель сам выполняет функцию менеджера. Бывает, однако, что предприниматель не доволен чрезмерной щепетильностью менеджера в соблюдение определённых норм и может подталкивать его к нарушениям ради получения максимальной прибыли. По этой причине возможно возникновение противоречий, конфликтных отношений, которые завершают уходом или увольнением менеджера. Поэтому нужно взаимопонимание, единомыслие по принципиальным вопросам, доверие предпринимателя к менеджеру по кругу вопросов его компетентности, предоставление самостоятельности, минимальное вмешательство в его работу.
2. Принцип приоритетности экономической и социальной миссии предприятия. Миссия организации – выпуск продукта, имеющего социальную значимость, устойчивый спрос, приносящий устойчивую прибыль и содействие решению социальных проблем общества.
3. Принцип российской ментальности и предпринимательской традиционности. Важно опираться на лучшие черты российского менталитета: духовность, душевность, общинность, даровитость, широту натуры, национальную и религиозную толерантность. С ментальностью своего народа следует считаться при работе на внутреннем рынке, с ментальностью других народов - в международных экономических контактах, а также иметь в виду, что ментальные особенности могут проявляться у самого менеджера. Надо следовать и столетиями сложившимся традициям российских предпринимателей и развивать: национальную самобытность, духовность, деловитость, порядочность и т.д.
4. Принцип кросс – культурного психологического подхода. В XXI веке при тенденциях к глобализации экономических отношений, более глубокому вхождению экономик отдельных стран в мировую экономику приходится считаться с психологическими особенностями международных партнёров, а также использованием иностранных рабочих на своих предприятиях.
5. Принцип упреждающего, гибкого и мобильного реагирования на динамику состояний рынка. Упреждать, делать всё раньше и лучше, чем это конкуренты, - один из законов достижения успеха в предпринимательстве и менеджменте. Состояние рынка – это не только материальная или финансовая характеристика, но обязательно и социально-психологическая.
6. Принцип законности и нравственности в выборе путей, средств и методов решения рыночных задач. Приведение предпринимательства и менеджмента в строгое соответствие с требованиями законов и нравственными критериями – долговременная и прогрессивная задача. Она определяется не только последствиями уже проведённых реформ, но и мировыми тенденциями развития экономики в странах с высокой культурой. Задача трудна по своей психологической сущности и нуждается в высококомпетентном психологическом решении.
Вторая группа – организационно-маркетинговые – психологические рекомендательные положения по внутрифирменному управлению, обеспечивающие его рациональную организацию, а также маркетинговую организацию производства, эффективную деятельность персонала (рисунок 3).
1. Принцип социально-психологической системности. Любое предприятие, фирма, общество, корпорация и другие организации уже при своём создании несут некоторые черты системы, ибо им присуща целостность, внутренняя структура и др., но подлинными социально-психологическими системами им предстоит ещё стать.
2. Принцип двуединой цели внутрифирменного менеджмента. Очевидна цель экономического управления предприятием - рациональная организация производства и различные виды его материального, энергичного и финансового обеспечения для выпуска достаточного количества качественной, пользующейся спросом продукции. Но достижение этой цели в решающей степени зависит от того, как работники предприятия создают продукцию, как они трудятся, насколько проявляют свои возможности, в какой степени они удовлетворены и настроены на эффективный труд, насколько они привязаны к предприятию.
3. Принцип постоянной и разносторонней мотивации добросовестного труда и работы с персоналом. На предприятии должна существовать гибкая и многокомпонентная система мотивации работников.
4. Принцип демократизма. Демократизм определяет необходимость менеджмента во всех построениях, видах, формах, решениях, способах быть человечным, опираться на уважение прав и личного достоинства каждого работника, считаться с мнениями других и др.
5. Принцип взаимосвязи организующие - психологического и ситуационно-психологического менеджмента. Функционирование предприятия как сложной социально-психологической системы характеризует иерархичностью, разноуровневостью. Поэтому линейный подход к решению проблем менеджмента не адекватен его реальностям. Исследования показывают, что вся социально-психологическая системность предприятия функционирует на двух взаимосвязанных уровнях:
· организующем – относительно устойчивом, глубинном, внешне малозаметном, но проявляющемся во всех психологических явлениях системы предприятия;
· обслуживающем – динамичном, ситуативном, поверхностном.
Каждый из них и их взаимосвязи нуждаются в управленческом контроле и оптимизации, а поэтому и менеджмент может быть эффективным, если строится по уровнено, ввиде налаживания и поддержания организованности работы предприятия и обеспечение гибкого мобильного реагирования на возникающие ситуации.
Практическая часть
По теме «Социальная ответственность» проведено исследование методом анкетирования. Разработана анкета, проведён опрос шести учредителей ТОЦ «Бум».
Таким образом, получились следующие выводы:
На первый вопрос «Приносит ли деятельность ТЦ «Бум» пользу обществу?» 5 человек ответили «Да», 1 человек затрудняется ответить.
На второй вопрос ответили таким образом: 3 человека считают, что ТЦ присуща такая черта социальной ответственности, как гарантийный ремонт или замена, 2 человека считают, что существует вежливая и немедленная реакция на претензии, 1 человек считает, что психологически культурное и этическое обслуживание.