Введение
Интерес к проблемам эффективного управления возрастает в современную эпоху, приобретая характер одного их важнейших направлений в жизни и развитии экономики, социальной жизни стран и даже международной политики и будущего человечества.
Решение проблем, стоящих перед российской экономикой, и возможности её превращения в социоэкономику неразрывно связаны с преодолением социально-психологической аномии, т.е. отсутствии закона и приоритетным повышением социально-психологической чувствительности в экономической деятельности государства, предпринимательства и менеджмент.
Важнейшим признаком цивилизованности предпринимательства и обслуживающего его менеджмента выступает их социальная ориентированность.
Целью написания курсовой работы явилось изучение социальной ориентации современного менеджмента.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
1.Раскрытие и анализ проблем управления и менеджмента в научно-теоретической литературе.
2.Изучение психологии социально ориентированной экономики и ее проблемы в России.
3.Раскрытие психологических принципов цивилизованного менеджмента.
4.Исследование социальной ответственности на примере ООО «Управляющей компании торгово-офисного центра «Бум».
Курсовая работа состоит из введения, основной и практической части, заключения и приложения.
В первой главе рассмотрено общее состояние психологических проблем менеджмента.
Во второй главе показаны проблемы психологии в России, обозначены грубые ошибки в осуществлении рыночных преобразований.
Третья глава посвящена социальным ориентациям современного менеджмента.
В четвертой главе описаны психологические принципы цивилизованного менеджмента.
В практической части проведено исследование.
В нашей стране интерес психологов к проблемам управления начал возникать с конца 60-начала 70-х годов прошлого века после появления первых работ по его общей теории. До этого времени вообще отрицалось, что управление – это особый вид деятельности, который должен выполняться специального подготовленными людьми – управленцами и на основе научного подхода. Полагали, что руководителям достаточно быть верным идеям КПСС и выполнять указания Генерального секретаря решения Политбюро и съездов партии, основные из которых обычно давались на пятилетку.
К предыстории психологических исследований проблем управления можно отнести работы конца 60 – начало 70-х годов, выполненные военными психологами М.И. Дьяченко, Н.Ф. Феденко, А.И. Китовым, изучавшими вопросы деятельности командира в мирное и военное время, управление войсками. Первые психологические исследования разными учреждениями и организациями были проведены В.М. Шепель, Л.И. Уманским, А. Л. Журавлевым, В.Ф. Рубахиным, Ю.В. Шориным, Н.С. Мангутовым.
Особое внимание привлекали работы Л.И. Уманского, скурпулезно, последовательно и, что важно, экспериментально исследовавшего организаторскую деятельность в школе, пионерских организациях и участия на производстве. Им был внесен не потерявший значение и по ныне вклад в изучение эффективности разных видов организации труда и организаторских способностей руководителя, которые он целиком связывал со склонностью и умением выявлять и учитывать психологические особенности людей, расставлять их, понимать настроение в группах, отражать в регулярно составляемых цветограммах и влиять на них. В эти же годы начали публиковаться переводные работы, пользовавшие популярностью, хотя традиционно критиковавшиеся с идеологических позиций. Они, несомненно, положительно повлияли на обогащение управленческих знаний наших специалистов и рост их научно-управленческой культуры.
На рубеже 80-х годов и позже стали появляться целостные психологические концепции, авторы которых сделали попытку представить не отдельные вопросы, а их взаимосвязанную совокупность. Надо сказать, что все они разработаны в советское время, а новые целостные концепции в последующем не появлялись.
Первым такую концепцию разработал в 1974-1979 гг. А.И. Китов. Она представлена в книге «Психология управления» и может быть названа процессуальной – деятельностной. В обще психологическом плане в её основе лежит теория личности и деятельности. Её положения испытали влияние административно-командных взглядов на стиль управления, преобладавших в практике управления тех лет. В концепции делается акцент на психологию личности и деятельности руководителя, а сотрудники организации рассматриваются как исполнители даваемых им поручений. В качестве главного управленческого акта выделено управленческое решение, выступающее ввиде реакции на практическую проблему, возникшую перед руководителем. Поэтому управление в ней представлено как в ситуационное и заключается в принятии управленческих решений руководителем в постоянно сменяющих друг друга ситуациях. Процесс управления представлен в схеме управленческого цикла: ситуативная проблема – управленческое решение – организация выполнения решений, связанная с подбором исполнителей, доведением до них задач, контролем за ходом их роботы и оценкой достигаемых результатов. В условиях современной России борьбы за утверждением демократических начал во всех сферах жизни и деятельности часть положений этой концепции устарела.
В 1980-1982гг. А.М. Столяренко была разработана психологическая концепция управления, названная организационно – деятельностной По научным кондициям она носит системный, социально – психологический, демократический характер. Ее приоритеты – человек в системе управления, социальные цели, ценности, психология организации управления и организационного климата, психологические механизмы самоорганизации деятельности коллектива и сотрудников. Реализован отказ от представления о работе организации как единоличной работе руководителя, которому дана власть для использования подчиненных («исполнителей») в качестве средства, «инструмента» при решении поставленных перед ним (руководителем) задач, о руководителе как «погонщике». В основе ее лежит постулат о работе организации как коллективном субъекте, коллективной деятельности единомышленников – профессионалов, стремящихся к единой цели, где работает не один руководитель и все исполняют его волю, а работает каждый сотрудник при координирующей и направляющей роли руководителя, работа которого сравнима с искусством дирижера. Управление исходит из презумпции доверия к возможностям, добросовестной и профессиональной работе сотрудников, отношения к ним как личностям со своими стремлениями, позициями, потребностями, жизненными проблемами, а не как к «средствам», «винтикам», «исполнителям» воли руководителя. Задача руководителя – в создании организации, психологически характеризующей такими отношениями, в сплочении и согласовании совместной и слаженной деятельности сотрудников, в создании таких внутриорганизационных условиях, в которых каждый хотел и мо бы проявить, развить и удовлетворить свои профессиональные и личностные возможности. Обеспечивается равная приоритетность социальных, экономических и человеческих ценностей и задач управления.