В 1987-1988 гг. коллективом авторов под руководством В.И. Черненилова (Я.Я. Белик, В.А. Зозуль, Е.В. Петухов, В.П. Трубочкин и др.) предложена концепция психологического потенциала организации. Основу этой концепции составляют идеи гуманистической психологии о человеке, его жизненном потенциале, необходимости и возможностях его актуализации. Психологический потенциал организации авторов концепции - это интегральная характеристика актуализированных и остающихся незадейственными внутри - и внеорганизационных психологических явлений и процессов личности и групп соотнесения с масштабом профессиональных и социальных требований к ним. Главной задачей системы управления выступает формирование и использование не только внутриорганизационного, но и внеорганизационного психологического потенциала взаимодействующих организаций.
В работах А.Н. Занковского конца 1990-х годов развивается концепция, в которой решающая роль отводится организационной власти, определяемой как «процесс, обеспечивающий устойчивую приоритетность общей цели над индивидуальными целями работников и использующий для этого широкий набор средств, включая насилие». Роль организационной власти состоит в превращении индивидуальной цели в общую. Субъектом власти являются люди, находящиеся на «капитанском мостике», и их качества имеют решающее значение.
В этих концепциях, имеющих и нечто общее, в качестве главных отдельные психологические феномены, реально существующие в системе управления.
Число исследований и публикаций по вопросам управления начиная с 90-х годов резко возросло. Новая обстановка в стране, необычная и ещё малоосознанная, в первые годы сдерживала их, и преобладали перевозные изделия, которые сыграли положительную роль уяснении отечественными психологами новых для всех проблем рыночной экономики, предпринимательства и бизнеса. Вплоть до начала XXI в. публикациях освещались преимущества традиционные вопросы управления. Наибольшее внимание уделялось:
· Психологии труда;
· Организационной психологии;
· Психологии профессий, профессионала и профессионализма;
· Акмеологии профессионализма;
· Мотивации, работы с кадрами;
· Личности и деятельности руководителя;
Приведенные в ссылках работы не исчерпывают всего перечня, но отлично видно, что число их значительно превысило все то, что было сделано психологами до 90-х годов. Это отвечало реальной потребности, но не смогло полностью удовлетворить её, ибо специфика управления в рыночных условиях не находила ещё достаточного отражения в них. Однако проработка проблем управления прокладывала путь к разработке проблем менеджмента.
В 1990-х годах – начале нового века заметно возросло число работ, в названии которых употреблялись слова «рыночная экономика», «бизнес», «предпринимательство», «менеджмент». В них стали подниматься вопросы, которые раньше почти не затрагивались. Это вопросы психологии:
· экономики;
· особенности и проблемы рыночной экономики;
· труда, деятельности, предпринимательства условиях рыночной экономики;
· имиджа, рекламы;
· делового общения, взаимоотношений и переговоров;
· менеджмента (управления) персонала;
· общих вопросов менеджмента;
· личности и деятельности менеджера, предпринимателя.
Обобщая и оценивая общее состояние исследованности психологических проблем менеджмента, можно констатировать следующее.
1. Психологическая наука не хочет отставать от происшедших в Росси экономических и связанных с ними социальных перемен, что находит отражение в резком увеличении числа публикаций, выражающих стремление психологов осмыслить их и оказать активную помощь практике в их отношении.
2. Менеджмент – составная часть рыночной экономики, вопросы психологии менеджмента неразрывно взаимосвязаны с пониманием сущности рыночной экономики и её психологии.
3. Задача познания психологии рыночной экономики чрезвычайно сложна, но обязательна для решения.
4. Специфика менеджмента как особого вида управления, как уже отмечалось, велика, а поэтому и перенос в него того, что традиционно рассматривалось в рамках административного управления, не в полной мере оправдан. Называть менеджмент просто управлением либо под словом «управление» без прилагательного «рыночное» подразумевать менеджмент вряд ли целеобразно. Приходиться считаться с тем, что наша экономика носит смешанный характер, а управление фактически делиться на два во многом несовпадающий вида – управление в государственных учреждениях (органы государственной власти, муниципального управления, правоохранительные органы, органы социального обеспечения, бюджетные предприятия и учреждения и пр.) и на предприятиях, относящихся к частной собственности. На особенности первого пока мало сказываются законы рынка, а второй по сути дела почти целиком подчинен им. Поэтому понятия «управление» и «менеджмент» не синонимичны, хотя семантически и близки. Правильнее говорить об административном управлении и рыночном управлении (менеджменте). Употребление же их как равнозначных вносит путаницу, сдерживает исследование и мешает раскрытию специфики менеджмента, столь важной для современных экономических и социальных условий и практики предпринимательства.
5. Значительной части отечественных публикаций по менеджменту свойственен спокойный, повествовательный, благостный стиль, характерный и для многих зарубежных изданий. Но наша экономика и рынок существенно отличаются от тех устоявшихся, которые имеются в благополучных, развитых, цивилизованных странах. Предпринимательство и менеджмент функционируют в условиях слабости регулирующей роли государства в экономике, корпорации чиновничества, экономической нестабильности, постоянных угроз криминала, при наличии многочисленных фактов мошенничества, падении нравов, снижении культуры, профессионализма и образованности. Разработать психологию менеджмента с игнорированием этих реалий – значит заниматься фантазиями.
6. В публикациях непосредственно мало уделено внимания острым, сложным и чрезвычайно важным для будущего России психологическим проблемам сбалансирования чисто деловых, хозяйственных, производственных вопросов предпринимательства и менеджмента с социальными проблемами, с необходимостью создания социально – ориентированной экономики, с нравственностью в предпринимательстве. Есть работы по этике, но дело сводится зачастую только к этике общения или просто к этикету, т. е. внешне благостному поведению.
Вместе с тем имеющиеся в психологической науке наработки в сочетании с психологическим анализом опыта создания и функционирования рыночной экономики в других странах и нашем отечестве, а также с учётом современных творческих поисков и находок в других отраслях науки позволяют внести целесообразные приемлемые усовершенствования в современную практику построения новой России.
В условиях современной человеческой цивилизации и положения дел с экономикой в России часто и справедливо ставится вопрос о необходимости направления её развития и функционирования в цивилизованное русло. Слово «цивилизация» происходит от лат. civilis - гражданский, государственный. В широком значении – это отличие от дикости и варварства, синоним высокого уровня развития чего-то, воплощенности в нем достижений человеческого ума, нравственности, успешного опыта и проявления культуры. Согласно этому общему определению цивилизованная рыночная экономика – это состояние экономической сферы жизни общества, деятельность государства, субъектов рынка, экономическая деятельность граждан, отличающиеся социальной ориентированностью, воплощенностью выше достижений опыта хозяйствования, человеческой цивилизации, науки, нравственности, культуры, которые обеспечивают их эффективность стабильность, выживание и перспективы на будущее.