рефераты по менеджменту

Совершенствование организации управления ЖКХ на примере г.Подольска М.о

Страница
4

Международный опыт последних десятилетий показал, что государственно-частное партнерство может приносить большую пользу для модернизации систем коммунального обслуживания. Оно выгодно как для муниципальной администрации, так и для бизнес–структур. Наиболее распространенным в мировой практике видом государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной сфере действия являются концессионные соглашения, согласно которым частный сектор получает во владение государственные или муниципальные инфраструктурные объекты с целью предоставления публичных услуг оговоренного в договоре качества. Важным содержательным моментом договора концессии является принятие концессионером на себя определенных финансовых обязательств по инвестированию в инфраструктурные системы. Таким образом, в рамках договора концессии частный бизнес принимает на себя все три основных риска: коммерческие и инвестиционные риски и риски, связанные с управлением инфраструктурой и обеспечением ее работоспособности.

Важным фактором, определяющим целесообразность заключения концессионных соглашений на территории городского округа Подольск, является необходимость привлечения больших инвестиционных ресурсов в модернизацию ремонт коммунальной инфраструктуры при ограниченности бюджетных ресурсов.

Очевидно, что интерес бизнеса к подобным контрактам возможен только в том случае, если они с приемлемыми рисками позволяют обеспечить необходимую норму доходности на вложенный капитал. Поэтому концессионные соглашения должны быть достаточно длительными для обеспечения возврата вложенных инвестиций. Срок действия контрактов концессии необходимо варьировать от 10 до 30 лет.

Совершенствование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства города

Структура регионального и муниципального финансового контроля основана на положениях федерального закона о муниципальном управлении, Жилищном кодексе РФ и представлена следующими составляющими:

1) контроль выделения средств бюджета и фондов (выделение и перечисление средств на все виды капитального ремонта, приобретение коммунальной техники, содержание объектов внешнего благоустройства);

контроль расходования средств бюджета (целевое назначение, по факту использования);

2) контроль тарифной политики.

В настоящее время население осуществляет 100% оплату ЖКУ. В то же время создана достаточно эффективная программа адресной помощи семьям с низкими доходами в оплате ЖКУ — программа жилищных субсидий, в которой принимают участие 13% семей г. Подольска. Тем не менее, в процессе оптимизации бюджетных расходов встают серьезные проблемы: чрезвычайно неэффективна система предоставления льгот различным категориям граждан; не решены вопросы монетизации социальных выплат на оплату ЖКУ.[7]

Поэтому даже при наличии системы льгот и скидок для поддержания благосостояния граждан малейшее повышение оплаты за коммунальные услуги приводит к резкому снижению объемов фактической оплаты этих услуг. Динамика собираемости коммунальных платежей в городском округе Подольск представлена на рис. 3.5.

Рис. 3.5. Динамика собираемости коммунальных платежей в городском округе Подольск[8]

Из графика видно, что в динамике происходит снижение общего уровня собираемости коммунальных платежей в городском округе Подольск с 97,08% в 2007г. до 93,6% в отчетном периоде. Это может быть обусловлено как влиянием ежегодного повышения тарифов, так и воздействием мирового экономического кризиса на платежеспособность населения.

Необходимо отметить, низкая собираемость коммунальных платежей влечет за собой фактическое банкротство жилищно-коммунальных предприятий. У многих из них заблокированы счета, поскольку существующие тарифы не позволяют компенсировать низкий уровень платежей населения.

Чтобы компенсировать потери хотя бы частично, необходимо организовать работу жилищно-коммунальных служб так, чтобы не было долгов. Для этого ежегодно при формировании бюджета муниципального образования, прежде всего, необходимо формировать специальный муниципальный заказ на жилищно-коммунальные услуги:

1) расписать расходные статьи бюджетных организаций и предприятий на коммунальные услуги: тепло, воду, электроэнергию. Все это должно строго соответствовать определенным в данном регионе нормативам потребления. Тогда, в случае превышения предприятием нормативов, руководитель учреждения должен будет самостоятельно искать источники оплаты сверхлимитных услуг;

2) необходимо создание «службы заказчика», которая должна выступать единым заказчиком на жилищно-коммунальные услуги на территории муниципального образования. Службе должно быть предоставлено право управления муниципальным жилищным фондом, основными фондами подотраслей коммунального хозяйства;

3) необходимо реформирование органов управления жилищным фондом путем создания товариществ собственников жилья. Они в полной мере могли бы отвечать за предоставление всех услуг. Таким образом, создать свободную конкуренцию при размещении муниципального заказа на те виды работ, которые до сих пор выполнялись только муниципальными службами;

4) необходимо усовершенствовать систему расчетно-кассового обслуживания. Это предполагает создание единого расчетно-кассового центра, основной задачей которого будет постоянный, эффективный контроль за соблюдением сроков и полнотой сбора платежей от населения и расчетов с предприятиями поставщиками коммунальных услуг;

5) организация стимулирования экономии материальных ресурсов. По этому вопросу целесообразно использовать ранее накопленный опыт хозрасчетной системы. Его основным моментом является определение экономически обоснованных границ такой экономии. Например, если доля зарплаты с начислениями в стоимости общественного продукта составляет 30%, то до 30% от стоимости сэкономленных материалов должно быть использовано на поощрение тех, кто технологически обеспечивает эту экономию. Такие ограничения не выглядят ущемляющими интерес и имеют довольно высокий потенциал стимулирующего воздействия.[9]

Для развития положительных тенденций реформирования ЖКХ и внедрение инновационного подхода к формированию и предоставлению ЖКУ необходимо проведение на государственном и муниципальном уровнях адекватной политики, подразумевающей решение как приоритетных, не терпящих отлагательства задач, так и задач стратегических, нацеленных на обеспечение устойчивости и необратимости реформ. Среди таких задач следует выделять:

1) прекращение бюджетного дотирования предприятий ЖКК. Так в 2008г. в предприятия ЖКХ поступило фактически 233961 тыс. руб. из бюджетов всех уровней, в 2009г. – 231461 тыс. руб.[10] Обсуждение этой задачи, на наш взгляд, должно прийти на смену политической теме о 100%-ных платежах населения за ЖКУ. Ключ к решению данной задачи - передача бюджетных денег на поддержку ЖКХ в распоряжение граждан, что уже делается в ряде регионов страны в ходе федерального эксперимента с жилищными субсидиями (адресная социальная помощь).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту