Проектная часть. Разработка проектных мероприятий
Жилищно-коммунальное хозяйство - это сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят предприятия, обеспечивающие содержание жилищного фонда, жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, внешнее городское благоустройство.
К функциям обслуживающих и эксплуатирующих жилищный фонд (ЖФ) организаций относятся: содержание общедомового имущества, внутридомовых инженерных коммуникаций, заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг и др. Муниципалитет как одна из организационных структур органов управления, в свою очередь, обязан обеспечивать население минимумом благ, в том числе и коммунальными услугами.
Главная задача муниципалитета - не оказание услуг по управлению жилищным фондом, а создание условий, позволяющих населению получать услуги в достаточном объеме и качестве. Основой преобразований в жилищной сфере является реорганизация системы управления отраслью, построенная на принципе сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активном привлечении граждан к управлению собственностью в жилищной сфере.
Таким образом, можно выделить ключевые направления работы муниципалитетов:
1) информационная поддержка реформы ЖКХ: обеспечение необходимыми методическими материалами собственников, их обучение;
2) создание системы независимого и объективного контроля соблюдения прав собственников.[1]
Для принятия своевременных, эффективных и отвечающих интересам собственников управленческих решений необходима комплексная информация об экономическом, технико-технологическом и функциональном состоянии отрасли.
Поэтому для решения данной проблемы необходимо выделить в составе мониторинга состояния ЖКХ два направления:
1. финансовый мониторинг - исходя из потребности получения информации о финансовом состоянии предприятий отрасли, уровне конкуренции и, соответственно, уровне тарифов на услуги;
2. технологический мониторинг - направленный на анализ качества и гарантированности бесперебойного обеспечения населения услугами (см. рис. 3.1).
Рис. 3.1. Задачи мониторинга состояния ЖКХ
Для успешной реализации перечисленных на рис. 3.1. задач мониторинга ЖКХ в структуре администрации муниципального образования г. Подольска считаем целесообразным выделение самостоятельного подразделения, осуществляющего мониторинг, т.е. занимающегося сбором, обработкой, анализом и распределением информации, и имеющего налаженное взаимодействие с собственниками жилых помещений, управляющими компаниями и компаниями-монополистами. Такую структуру по ее содержанию и функциям можно назвать информационно-аналитической.
Функции такого подразделения должны объединять стратегическое планирование, мониторинг состояния ЖКХ, работу с населением, общую координацию деятельности предприятий ЖКХ. Иначе говоря, в структуру информационно-аналитической службы целесообразно включить:
- отдел по работе с собственниками;
отдел мониторинга;
отдел целевых программ;
- отдел координации.
Учитывая большую значимость собственников жилых помещений как источника информации и их главную роль в управлении ЖКХ, целесообразно, в первую очередь, включение в рекомендуемую структуру отдела по работе с собственниками. Данный отдел должен заниматься работой с собственниками жилья, сбором информации о текущем положении дел в ТСЖ и управляющих компаниях, приемом претензий и предложений по работе жилищно-коммунальных структур.
Отдел мониторинга должен осуществлять сбор, обработку, анализ и распределение информации о состоянии отрасли ЖКХ, о положении предприятий ЖКХ, состоянии жилого фонда и т.п.
Отдел целевых программ будет осуществлять стратегическое планирование отрасли ЖКХ г. Подольска в форме составления целевых программ развития отрасли и бизнес - планирования.
Отдел координации будет заниматься координацией работы служб коммунального хозяйства г. Подольска в вопросах выполнения целевых программ и качественного исполнения своих обязанностей.
Создание описанной выше информационно-аналитической структуры позволит повысить эффективность действующей организационной структуры управления ЖКХ г. Подольска и организовать работу с собственниками жилья, чего до сих пор в рамках муниципалитета не производилось.
Высокий уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги является одной из важных проблем в муниципальном образовании городского округа «город Подольск».
В настоящее время темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Московской области, как и во всей России, достаточно высоки (см. рис. 3.2).
Рис. 3.2. Динамика среднего отпускного тарифа 1 м2общей площади по регулируемым ценам в городском округе Подольске[2] |
Учитывая проблемы в росте тарифов на ЖКУ в г. Подольске, основными мероприятиями по совершенствованию оплаты за жилищно-коммунальные услуги могут стать:
1. обязательная аудиторская проверка целесообразности произведенных предприятиями ЖКХ расходов, включаемых в структуру тарифов;
экономия затрат предприятий жилищно-коммунального обслуживания;
открытость информации о структуре тарифа;
регулирование тарифа не на формальном уровне, а путем экспертизы и целесообразности каждой из статей расходов предприятий ЖКХ.
Для уменьшения роста тарифов в целях определения оценки объективности расчета затрат всех экономических субъектов, чьи товары, продукция, работы и услуги своей стоимостью включаются в формирование тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, необходимо введение обязательной аудиторской экспертизы экономически обоснованных тарифов по соответствующим видам деятельности услуг и ремонтно-эксплуатационного производства в жилье, благоустройстве и дорожно-мостовом хозяйстве, если эта сфера деятельности не регулируется конкурентной средой, а также услуги организаций водопроводно-канализационного хозяйства, тепло- и электроэнергетики, газоснабжения.
Элемент регулирования и контроля за ценообразованием, обязательная аудиторская экспертиза экономического обоснования тарифов позволит выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов, определить пути снижения производственной себестоимости на всех уровнях соответствующего ценообразования и обеспечить защиту экономических интересов населения и других потребителей от монопольного повышения тарифов.
При создании контроля и экономического обоснования повышения тарифов следует выявляет неэффективные затраты. Также стараться не допускать перепродажи услуг на рынке поставляемых жилищно-коммунальных услуг.