Примечание. Источник: собственная разработка
Объемы реализации увеличились, что связано с тем, что годы были достаточно урожайными, что привело к увеличению валовых сборов и, соответственно к увеличению количества проданной продукции. В отношении картофеля это связано и с использованием высокоурожайного сорта « Скарб», которым засеяно 80% площади. Что касается молока, это объясняется постоянным ростом удоев (так, например, в 2004 году среднегодовой удой от коровы составил 5643 кг. ),
СПК « Ляховичский» является коммерческой организацией, деятельность которой направлена на получение прибыли. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности.
В отличии от промышленных сельскохозяйственные предприятия реализуют не всю продукцию, так как часть ее используется на внутрихозяйственные цели. От рационального использования продукции собственного производства зависит, с одной стороны, расширение отраслей растениеводства и животноводства, а с другой- рост товарности производства и финансовое состояние предприятия. Причем повышение уровня товарности не должно происходить искусственно, за счет неполного удовлетворения потребностей хозяйства. Руководство хозяйства это четко понимает.
Продукция сельского хозяйства в основном реализуется государству, которое обеспечивает продовольственную безопасность страны.
Ниже приведены данные (табл.2.1.8, 2.1.9) о каналах реализации товарной продукции в 2004 году.
Таблица 2.1.8 Структура товарной продукции растениеводства по основным каналам ее продажи за 2004г., % к итого
Виды товарной продукции |
Продано всего, % |
В том числе | |||
Государству |
На колхозном рынке |
Работникам хозяйства |
Другие каналы | ||
Зерно |
100 |
51,4 |
30,7 |
17.8 |
- |
Картофель |
100 |
4,7 |
67,9 |
27,3 |
- |
Рапс |
100 |
100 |
- |
- |
- |
Примечание. Источник: собственная разработка
Таблица 2.1.9 Структура товарной продукции животноводства по основным каналам ее продажи за 2004г., % к итого.
Виды товарной продукции |
Продано всего, % |
В том числе | |||
Государству |
На колхозном рынке |
Работникам хозяйства |
Другие каналы | ||
Молоко |
100 |
99,9 |
0,1 |
- |
- |
Скот и птица в живой массе |
100 |
95,7 |
0,75 |
3,5 |
- |
Примечание. Источник: собственная разработка
Анализируя каналы сбыта, делаем вывод о том, что зерно (51,4%), рапс (100%), молоко (99,9%), скот и птица (95,7%) по большому счету реализуются государству. Картофель (67,9 %), а также зерно (30,7%) – колхозном рынке. Присутствует также реализация работникам хозяйства.
Продукция реализуется на Ляховичский молочный завод, Рейтановский хлебоприемный пункт, Барановичский , Березовский мясокомбинаты. И вот здесь возникают проблемы: данные предприятия зачастую не могут расплатиться сразу за поставленную продукцию и у хозяйства в балансе возникает дебиторская задолженность. Просроченная дебиторская задолженность означает недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты зарплаты,а также риск непогашения долгов. Так, например, дебиторская задолженность у предприятия на 2004г составила 113млн. руб. Особую актуальность проблема неплатежей приобретает в условиях инфляции.
Проблемой также является то ,что часто цены не покрывают затраты на производство продукции даже по себестоимости, что конечно же ведет к убыткам с/х предприятие.
Таблица 2.1.10 Средняя фактическая цена реализации 1 т. товарной продукции растениеводства по основным каналам ее реализации за 2004г, млн. руб.
Виды товарной продукции |
Каналы реализации продукции | |||
Государству |
На колхозном рынке |
Работникам хозяйства |
Другие каналы | |
Зерно |
244,7 |
267 |
96.1 |
- |
Картофель |
134,5 |
155,2 |
142,6 |
- |
Рапс |
400 |
- |
- |
- |
Примечание. Источник: собственная разработка
Таблица 2.1.11 Средняя фактическая цена реализации 1 т. товарной продукции
Виды товарной продукции |
Каналы реализации продукции | |||
Государству |
На колхозном рынке |
Работникам хозяйства |
Другие каналы | |
Скот и птица в живой массе |
1780,0 |
2045,7 |
2173 |
- |
Молоко (зачетная масса) |
1000,0 |
14563 |
- |
- |