рефераты по менеджменту

Снижение себестоимости продукции на ОАО "Элема"

Страница
4

Анализируя данные, приведенные в табл. 1.1, можно сделать следующие выводы:

1. В структуре себестоимости промышленной продукции (в целом) за 2000 год по отношению к 1998 году возрос удельный вес затрат на оплату труда с начислениями (в 1,12 раз). Это обусловлено, в первую очередь, инфляционными процессами.

2. Уменьшились материальные затраты на 0,5 процентных пункта и затраты на амортизацию на 0,3 процентных пункта. Снижение доли амортизации в структуре затрат вызвано опережением процесса выбытия основных фондов над процессом их ввода.

3. Среди отраслей промышленности наибольший удельный вес материальных затрат имеет топливная и пищевая промышленности, что обусловлено постоянным повышением закупочных цен на продукцию, а также возрастанием объема импортного сырья для пищевой промышленности.

Структура себестоимости продукции находится в движении и на нее влияет множество факторов:

– специфика (особенности) предприятия. Исходя из этого различают: трудоемкие предприятия (большая доля заработной платы в себестоимости продукции); материалоемкие (большая доля материальных затрат); фондоемкие (большая доля амортизации); энергоемкие (большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости);

– ускорение научно-технического прогресса. Этот фактор влияет на структуру себестоимости многопланово. Но основное влияние заключается в том, что под действием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного — увеличивается;

– уровень концентрации, специализации, комбинирования, кооперирования и диверсификации производства. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах.

Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями;

– географическое местонахождение предприятия;

– инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита и др.

Структура затрат на каждом предприятии должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.

Факторами снижения себестоимости продукции выступают те причины, которые обуславливают тот или иной уровень расходов. Все факторы обычно подразделяются на народнохозяйственные, внутриотраслевые и внутрипроизводственные.

Народнохозяйственные факторы — это изменение цен на материалы, конструкции, тарифов на электроэнергию, тарифных ставок рабочим.

Внутриотраслевые факторы предусматривают улучшение материально-технического снабжения, повышения уровня концентрации производства и укрупнение предприятий, специализацию, совершенствование структуры управления, развитие кооперирования.

Внутрипроизводственные факторы предусматривают внедрение укрупненных сборных конструкций и деталей, экономию материальных ресурсов, увеличение объема выполняемых работ, улучшение использования машин, механизмов и оборудования и др.

Можно выделить следующие направления, по которым можно наметить резервы снижения себестоимости: сырье и материалы; заработная плата; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; общехозяйственные и общепроизводственные расходы; рост производительности труда.

Значение источников и факторов снижения себестоимости продукции позволяет формировать планируемый уровень себестоимости.

Роль управления затратами в снижении себестоимости продукции

Эффективное и рациональное управление современным предприятием немыслимо без применения целого комплекса менеджерских инструментов. Управление издержками предприятия — составляющая этого комплекса.

Процесс управления себестоимостью продукции носит комплексный характер и предусматривает решение вопросов формирования издержек производства и себестоимости как отдельных видов продукции, так и по всей их совокупности, установление продажных цен по каждому изделию и определение их рентабельности, выявление и практическое использование резервов экономии затрат и снижение себестоимости, осуществление контроля за состоянием и характером изменений фактической себестоимости и величины затрат по сравнению с плановыми показателями, утвержденными предприятием и в динамике.

Исходя из содержания понятия «управление» основными элементами управления себестоимости является прогнозирование и планирование, нормирование затрат, организация их учета и калькулирование себестоимости продаж, анализ, контроль и регулирование деятельности по ходу ее осуществления.

Непосредственно в процессе управления издержками и себестоимостью решают, где, когда и в каких объемах должны расходоваться ресурсы предприятия, где, для чего и в каких объемах нужны дополнительные финансовые ресурсы и как достичь максимально высокого уровня отдачи от использования ресурсов. Поэтому целью управления себестоимостью является обеспечение экономного использования ресурсов и максимизация отдачи от них.

Каждое предприятие должно предусматривать использование разнообразной информации о деятельности предприятия в системе управления себестоимостью:

– при прогнозировании, оценке ожидаемой величины затрат и установлении показателей себестоимости продукции с целью выявления путей развития предприятия и ожидаемой прибыли и рентабельности на период более двух лет;

–в процессе планирования, т.е. обоснование величины себестоимости на предстоящие один-два года с учетом факторов, которые поддаются количественной оценке. Особое значение при текущем планировании себестоимости имеет экономическое обоснование решений о производстве новых изделий и снятии с производства устаревших, об учете эффективности использования всех видов ресурсов, новой техники, организационно-технических мероприятий, внедрения новой технологии и т.д.;

– при нормировании, определении оптимального размера затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при производстве запланированной к выпуску продукции;

– в процессе улучшения учета фактических затрат, обоснования калькуляции себестоимости продукции;

– при анализе затрат путем сравнения фактических показателей с плановыми, в динамике, с предприятиями — конкурентами и расчете факторов, влияющих на эти изменения;

– в процессе контроля и регулирования показателей по ходу хозяйственно-финансовой деятельности, выявление резервов экономии издержек производства и возможностей по снижению величины и уровня себестоимости (за счет совершенствования управления и организации производства, устранения имеющихся недостатков в деятельности предприятия и т.д.).

В целях обеспечения эффективного управления издержками и формирования себестоимости выпускаемой продукции промышленного предприятия должно добиваться осуществления следующих мероприятий:

– увеличить производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, цен;

– обеспечивать качественной и реальной информацией о себестоимости отдельных видов продукции и учитывать их позиции на рынке по сравнению с продукцией предприятий-конкурентов;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту