рефераты по менеджменту

Снижение себестоимости продукции на ОАО "Элема"

Страница
12

Из таблицы 2.3. видно, что затраты на реализованную в 2002 году ниже, чем выручка от реализации, следовательно, в отчетном периоде по сравнению с 2001 годом рентабельность продаж выросла. Темп роста затрат на реализованную продукцию несколько ниже, чем темп роста себестоимости произведенной продукции. В 2003 году наблюдается обратная тенденция, а именно, затраты на реализованную продукцию выше, чем выручка от реализации, т.е. рентабельность продаж упала, а темп роста затрат на реализованную продукцию выше, чем темп роста себестоимости произведенной продукции.

Вся продукция, выпускаемая ОАО «Элема», является рентабельной. Однако, рентабельность реализованной продукции в 2002 году снизилась по сравнению с 2001 годом на 21,79 процентных пункта и составила 20,1%, а в 2003 году по сравнению с 2002 годом снизилась на 11,9% и составила 9,1%.

На следующем этапе анализа целесообразно дать оценку эффективности использования каждого вида ресурсов, непосредственно задействованных в процессе производства и реализации продукции. Итоговым показателем использования ресурсов является реализация продукции, поэтому целесообразно проанализировать изменение затрат в расчете на рубль выручки от реализации (таблицв 2.4). Такой анализ позволит оценить не только эффективность использования ресурсов предприятия, но и влияние фактора себестоимости на рентабельность продаж.

Таблица 2.4 - Анализ затрат на производство в расчете на 1 руб. выручки от реализации продукции, руб.

Показатели

2001г

2002г

2003г

Отклонение

2002г от

2001г

Отклонение

2003г от

2002г  

1. Затраты на производство

в расчете на 1 руб.вы-

ручки от реализации продук-

ции (за вычетом НДС и других обязательных платежей) В т.ч.

0,844

0,855

0,903

+ 0,011

+ 0,048

1.1. Материальные затраты

0,619

0,606

0,589

- 0,013

- 0,017

1.2. Затраты на оплату труда

0,123

0,132

0,160

+ 0,009

+ 0,028

1.3. Отчисления на социальные нужды

0,053

0,054

0,061

+ 0,002

+ 0,007

1.4. Амортизация основных

фондов

0,012

0,017

0,030

+ 0,005

+ 0,013

1.5. Прочие затраты

0,037

0,045

0,062

+ 0,008

+ 0,017

Данные таблицы 2.4. показывают, что в расчете на 1 руб. реализованной продукции, общая сумма затрат на производство имеет тенденцию к увеличению на 0,011 руб. в 2002 году и на 0,048 руб. в 2003 году, что свидетельствует о менее эффективном использовании ресурсов. Однако уменьшаются материальные затраты в расчете на 1 руб. реализованной продукции, что может быть обусловлено более рациональным использованием материальных ресурсов, несколько возрастают затраты по другим элементам. Для того, чтобы выявить, с чем это связано, следует более детально проанализировать отдельные статьи затрат.

В качестве обобщающего показателя себестоимости продукции анализируют также затраты на рубль произведенной продукции. Этот показатель характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции и определяется путем деления полной себестоимости произведенной продукции на стоимость этой же продукции в действующих ценах.

Достоинства названного показателя в том, что он универсален, поскольку может рассчитываться в любой отрасли и охватывать как отдельные виды продукции, так и всю продукцию предприятия, т.е. посредством этого показателя с допустимой мерой условности можно сравнивать уровень себестоимости на различных предприятиях. В большой мере этот показатель обеспечивает наглядную связь с прибылью: повышение затрат ведет к снижению прибыли с каждого рубля продукции и, наоборот.

К числу его недостатков следует отнести то, что на этот показатель может оказывать влияние множество факторов как суьъективного, так и объективного характера, т.е. не зависящих от качества работы коллектива предприятия.

В процессе анализа следует изучить динамику и отклонения от плана как общей величины затрат на рубль произведенной продукции, так и по основным группам расходов. Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль произведенной продукции оказывают три фактора:

1) изменение структуры выпущенной продукции;

2) изменение уровня себестоимости отдельных изделий;

3) изменение цен на продукцию.

Расчет названных факторов произведен при помощи приема цепных подстановок в таблице 2.6, а информация для него приведена в таблице 2.5.

Обозначения в алгоритме:

Ко, К1 — плановое и фактическое количество выпущенной продукции;

Со, С1 — себестоимость единицы продукции по плану и фактически;

Цо, Ц1 — цена единицы продукции по плану и фактически.

Таблица 2.5 - Исходная информация для анализа затрат на 1 руб. выпущенной продукции

Показатель

Алгоритм расчета

Уровень показателя

1

2

3

1.Себестоимость выпущенной продукции по плану,

тыс.руб.

КоСо

25635910

2 Себестоимость фактически выпущенной продук-

ции:

а) по плановой себестоимости, тыс. руб.

К1Со

21090682

б) по фактической себестоимости, тыс.руб

К1С1

25388798

2. Стоимость выпущенной продукции по плану,

тыс.руб.

КоЦо

30898420

4. Стоимость фактически выпущенной продукции:

   

а) в плановых ценах, тыс.руб.

К1Цо

25435420

б) в ценах, действующих в отчетном году, тыс.руб.

К1Ц1

29127594

5. Затраты на рубль продукции по плану, руб.

(стр.1/стр.3)

КоСо

КоЦо

0,829  

6. Затраты на рубль фактически выпущенной

продукции, руб.:

а) по плану, пересчитанному на фактический

выпуск (стр.2а/стр.4а)

К1Со

К1Цо

0,829  

б) фактически в ценах на продукцию, принятых

в плане (стр.2Б/стр.4в)

К1С1

К1Цо

0,998  

в)фактически в ценах, действовавших в отчет-

ном году (стр.2Б/стр.4Б)

К1С1

К1Ц1

0,872

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту