Из таблицы 2.3. видно, что затраты на реализованную в 2002 году ниже, чем выручка от реализации, следовательно, в отчетном периоде по сравнению с 2001 годом рентабельность продаж выросла. Темп роста затрат на реализованную продукцию несколько ниже, чем темп роста себестоимости произведенной продукции. В 2003 году наблюдается обратная тенденция, а именно, затраты на реализованную продукцию выше, чем выручка от реализации, т.е. рентабельность продаж упала, а темп роста затрат на реализованную продукцию выше, чем темп роста себестоимости произведенной продукции.
Вся продукция, выпускаемая ОАО «Элема», является рентабельной. Однако, рентабельность реализованной продукции в 2002 году снизилась по сравнению с 2001 годом на 21,79 процентных пункта и составила 20,1%, а в 2003 году по сравнению с 2002 годом снизилась на 11,9% и составила 9,1%.
На следующем этапе анализа целесообразно дать оценку эффективности использования каждого вида ресурсов, непосредственно задействованных в процессе производства и реализации продукции. Итоговым показателем использования ресурсов является реализация продукции, поэтому целесообразно проанализировать изменение затрат в расчете на рубль выручки от реализации (таблицв 2.4). Такой анализ позволит оценить не только эффективность использования ресурсов предприятия, но и влияние фактора себестоимости на рентабельность продаж.
Таблица 2.4 - Анализ затрат на производство в расчете на 1 руб. выручки от реализации продукции, руб.
Показатели |
2001г |
2002г |
2003г |
Отклонение 2002г от 2001г |
Отклонение 2003г от 2002г |
1. Затраты на производство в расчете на 1 руб.вы- ручки от реализации продук- ции (за вычетом НДС и других обязательных платежей) В т.ч. |
0,844 |
0,855 |
0,903 |
+ 0,011 |
+ 0,048 |
1.1. Материальные затраты |
0,619 |
0,606 |
0,589 |
- 0,013 |
- 0,017 |
1.2. Затраты на оплату труда |
0,123 |
0,132 |
0,160 |
+ 0,009 |
+ 0,028 |
1.3. Отчисления на социальные нужды |
0,053 |
0,054 |
0,061 |
+ 0,002 |
+ 0,007 |
1.4. Амортизация основных фондов |
0,012 |
0,017 |
0,030 |
+ 0,005 |
+ 0,013 |
1.5. Прочие затраты |
0,037 |
0,045 |
0,062 |
+ 0,008 |
+ 0,017 |
Данные таблицы 2.4. показывают, что в расчете на 1 руб. реализованной продукции, общая сумма затрат на производство имеет тенденцию к увеличению на 0,011 руб. в 2002 году и на 0,048 руб. в 2003 году, что свидетельствует о менее эффективном использовании ресурсов. Однако уменьшаются материальные затраты в расчете на 1 руб. реализованной продукции, что может быть обусловлено более рациональным использованием материальных ресурсов, несколько возрастают затраты по другим элементам. Для того, чтобы выявить, с чем это связано, следует более детально проанализировать отдельные статьи затрат.
В качестве обобщающего показателя себестоимости продукции анализируют также затраты на рубль произведенной продукции. Этот показатель характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции и определяется путем деления полной себестоимости произведенной продукции на стоимость этой же продукции в действующих ценах.
Достоинства названного показателя в том, что он универсален, поскольку может рассчитываться в любой отрасли и охватывать как отдельные виды продукции, так и всю продукцию предприятия, т.е. посредством этого показателя с допустимой мерой условности можно сравнивать уровень себестоимости на различных предприятиях. В большой мере этот показатель обеспечивает наглядную связь с прибылью: повышение затрат ведет к снижению прибыли с каждого рубля продукции и, наоборот.
К числу его недостатков следует отнести то, что на этот показатель может оказывать влияние множество факторов как суьъективного, так и объективного характера, т.е. не зависящих от качества работы коллектива предприятия.
В процессе анализа следует изучить динамику и отклонения от плана как общей величины затрат на рубль произведенной продукции, так и по основным группам расходов. Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль произведенной продукции оказывают три фактора:
1) изменение структуры выпущенной продукции;
2) изменение уровня себестоимости отдельных изделий;
3) изменение цен на продукцию.
Расчет названных факторов произведен при помощи приема цепных подстановок в таблице 2.6, а информация для него приведена в таблице 2.5.
Обозначения в алгоритме:
Ко, К1 — плановое и фактическое количество выпущенной продукции;
Со, С1 — себестоимость единицы продукции по плану и фактически;
Цо, Ц1 — цена единицы продукции по плану и фактически.
Таблица 2.5 - Исходная информация для анализа затрат на 1 руб. выпущенной продукции
Показатель |
Алгоритм расчета |
Уровень показателя |
1 |
2 |
3 |
1.Себестоимость выпущенной продукции по плану, тыс.руб. |
КоСо |
25635910 |
2 Себестоимость фактически выпущенной продук- ции: а) по плановой себестоимости, тыс. руб. |
К1Со |
21090682 |
б) по фактической себестоимости, тыс.руб |
К1С1 |
25388798 |
2. Стоимость выпущенной продукции по плану, тыс.руб. |
КоЦо |
30898420 |
4. Стоимость фактически выпущенной продукции: | ||
а) в плановых ценах, тыс.руб. |
К1Цо |
25435420 |
б) в ценах, действующих в отчетном году, тыс.руб. |
К1Ц1 |
29127594 |
5. Затраты на рубль продукции по плану, руб. (стр.1/стр.3) |
КоСо КоЦо |
0,829 |
6. Затраты на рубль фактически выпущенной продукции, руб.: а) по плану, пересчитанному на фактический выпуск (стр.2а/стр.4а) |
К1Со К1Цо |
0,829 |
б) фактически в ценах на продукцию, принятых в плане (стр.2Б/стр.4в) |
К1С1 К1Цо |
0,998 |
в)фактически в ценах, действовавших в отчет- ном году (стр.2Б/стр.4Б) |
К1С1 К1Ц1 |
0,872 |