Если предприятие решило все же прибегнуть к набору работников из вне, в этом случае публикуется объявление в газетах и профессиональных журналах. Иногда руководство ОАО «Элеконд» обращаются в агентства по трудоустройству.
Отбор кандидатов на вакантное место на ОАО «Элеконд» осуществляется согласно заполненных анкет. Анкета представлена в приложении 1.
После изучения анкет проводится собеседование. И по результатам собеседования руководитель принимает решение в пользу того или иного кандидата.
Результаты отбора персонала представлены в таблице 16.
Таблица 16
Отбор персонала
2005 |
2006 | |
Наличие вакантных мест |
406 |
414 |
Принято всего, из них: - руководители - специалисты - служащие - рабочие |
400 15 104 53 228 |
410 17 100 52 241 |
Набор за счет внутренних источников |
280 |
265 |
Набор за счет внешних источников |
120 |
145 |
Как видно из таблицы 16, с каждым годом увеличивается число вакантных мест, что предоставляет большему числу граждан возможность получить хорошую работу. В 2006 году наблюдается положительная тенденция приема персонала со стороны, это связано с тем, что открываются новые специальности, а у предприятия нет необходимо резерва кадров для занятия этих должностей.
Также следует отметить, что на предприятии ведется постоянная работа по развитию кадров, которая предполагает периодическое обучение работников.
Обучение на ОАО «Элеконд» ориентировано на настоящее и призвано решать сиюминутные проблемы бизнеса, его цель – привить сотруднику конкретные навыки, которые нужны работникам.
Обучение проводится как на принудительной, так и на добровольной основе. Все обучение проводится в пять этапов.
1. Анализ потребности в обучении.
2. Планирование и проектирование обучения.
3. Разработка программы обучения.
4. Проведение обучения.
5. Оценка эффективности обучения.
Ведется строгое соблюдение всех этапов, так как если пропустить хотя бы один этап, то качество обучения заметно снизится.
Обучение персонала в данной организации проводится в следующих случаях:
- при введении новых стандартов работы;
- при возникновении требований повышения эффективности работы;
- при появлении новых технологий;
- когда повышаются запросы клиентов или заказчиков;
- при переводе работников на новые должности;
- при введении новых информационных систем;
- при введении новых стандартов бухгалтерской отчетности;
- при введении других нововведений.
Потребность в обучении определяет линейный руководитель, который организовывает процесс обучения для своих подчиненных.
Повышение квалификации персонала на данной организации ведется в соответствии со стандартом, утвержденным главным управляющим.
Основной задачей повышения квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих является повышение уровня квалификации всего персонала, с целью формирования у работников профессионализма.
Так в 2005 году на ОАО «Элеконд» повысили свою квалификацию 867 человек, в 2006 году – 895 человек.
Данные о количестве человек, прошедших обучение представлены в таблице 17.
Таблица 17
Обучение и повышение квалификации персонала, чел.
Категории персонала | 2005 | 2006 |
Руководители | 34 | 36 |
Специалисты | 157 | 163 |
Рабочие | 723 | 746 |
Всего | 867 | 895 |
В настоящее время ведется работа по подготовке новых работников с техническими училищами и техникумами города. Активизировалась работа с высшими учебными заведениями страны по привлечению на завод специалистов, которых не готовят в ВУЗах Удмуртии.
Организация обучения и повышения квалификации требует определенных затрат.
Динамика средств затраченных на обучение приведена в таблице 18.
Как видно из таблицы, наблюдается положительная динамика в количестве человек, прошедших обучение, однако расходы на обучение также повысились, это обусловлено не только увеличение численности обучаемого персонала, но и повышением затрат на обучение.
Таблица 18
Динамика средств на обучение
Персонал | 2005 | 2006 | Измене-ние, «+», «-» | ||||
Кол. чел. | Затра-ты на одного чел., т.р. | Сумма тыс. руб. | Кол. чел. | Затраты на 1 чел. | Сумма, тыс. руб. | ||
Руководители Специалисты Рабочие | 34 157 676 | 8 6,4 3,2 | 272, 0 1 004,8 2 163,2 | 36 163 696 | 8,7 7,1 3,8 | 313, 2 1 157, 3 2 644,8 | + 41, 2 + 152, 5 + 481, 6 |
Итого | 867 | 3440, 0 | 895 | 4 115, 3 | + 675, 3 |