Рассмотренные выше три первых фактора вносят свой вклад в оценку работы с точки зрения ее сложности, ценности и необходимости. Если работа не обладает такими параметрами, то она не будет внутренне мотивируемой. Хорошее качество ее выполнения не будет создавать ни чувства выполненного долга, ни ощущения новизны или приобретения чего-либо полезного.
Работа, удовлетворяющая всем описанным факторам внутренне мотивирует работников, обеспечивает хорошее качество выполненного задания, доставляет удовлетворение. Она создает ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию или оказываемые услуги, дает работникам чувство сопричастности.
Только такая работа дает возможность человеку к самовыражению , заложенному в его социальности.
Как уже отмечалось, способы экономического стимулирования должны зависеть не только от специфики фирмы в целом, но и варьироваться в зависимости от специализации работников. В таблице 1.2 показаны возможные способы экономического стимулирования различных групп персонала.
Таблица 1.2
Способы экономического стимулирования
Персонал |
Вознаграждения |
Торговая группа |
· Индивидуальные комиссионные с объемов продаж · Индивидуальная премия за вклад в общую прибыль · Групповые комиссионные с увеличения объемов продаж за прошлый год · Групповая система долевого участия в прибыли · Продвижение на более престижные должности с более высокой зарплатой |
Производственные рабочие |
· Групповая сдельная система оплаты труда · Премии за досрочное завершение работы · Премии за сверхурочную работу · Общая схема долевого участия в прибыли |
Секретарь |
· Вознаграждение за сверхурочную работу · Общая схема долевого участия в прибыли · Повышение до управляющего офисом |
Управляющий производством |
· Вознаграждение за сверхурочную работу · Часть групповой производственной премии · Общая схема долевого участия в прибыли · Предложение о долевом участии в бизнесе |
Приведенный список не является исчерпывающим (такой список по отмеченным выше причинам составить практически невозможно).Однако, он демонстрирует принципиальную разницу подхода к разработке систем экономического стимулирования по группам персонала. Из него видно ,что, например, система вознаграждения за сверхурочную работу обладает значительно большей универсальностью, чем схема долевого участия в бизнесе.
Таким образом, основываясь на изложенном материале мы можем сделать вывод, что существует целая система стимулов, умело используя которые менеджеры могут существенно повысить как работоспособность коллектива, так и, в конечном итоге, общую прибыльность предприятия.
Выводы по первому разделу
В данном разделе дипломной работы нами были рассмотрены вопросы функционирования рынка труда и предприятия, определены условия формирования штатного расписания и рассмотрены методологические подходы к созданию систем стимулирования труда персонала.
Так, стремление преодолеть негативные социально-экономические явления в период формирования рынка труда обусловили необходимость изучения теоретических основ и сложившихся в традиционной макроэкономике предпосылок его анализа. В России предстоит освоить принципиально новую модель занятости, ориентированную на формирование развитого и социально корректируемого рынка труда и использование его закономерностей. Из этого вытекают новые требования к определению самого рынка труда, основных его характеристик и механизмов его регулирования.
Нами выявлено, что на величину оплаты труда существенно влияют различные рыночные факторы. Так, по определению российского экономиста Е. Борисова выделяются лишь два - спрос и предложение на рынке труда. Величина вознаграждения за труд может изменяться на конкурентном рынке в соответствии с законами спроса и предложения. Когда на рынке труда спрос превышает предложение, то цена определенного вида труда повышается; - конкуренция или монополия на рынке труда. Конкуренция ведет естественно к приближению заработной платы к равновесной цене труда. Монополии диктуют свои условия оплаты труда, понижая ее. В борьбу вступают профсоюзы, стремящиеся ее повысить.
Необходимо отметить, что не существует полностью конкурентного рынка труда. Саму конкуренцию на рынке труда мы определили как столкновение интересов у различных участников рыночных отношений за лучшие условия купли-продажи трудовых услуг.
Выяснено, что современное предприятие являет собой целостный механизм, который вполне можно сравнить с человеческим организмом. Здесь также все взаимосвязано и взаимодополняемо как в организме человека и нарушения в работе каких либо составных частей ведет, в конечном итоге, к диспропорциям в функционировании всего предприятия.
На кадровую политику в целом, комплектования и формирование штатного расписания в частности, влияют факторы двух типов — внешние по отношению к организации и внутренние.
Факторы внешней среды могут быть объединены в две группы: нормативные ограничения, ситуация на рынке труда.
В данном разделе нами также были рассмотрены основные мотивирующие факторы и их принципы воздействия на мотивацию людей.
Направления совершенствования мотивации и стимулирования труда персонала ООО «СургутГазпром»
Дочернее предприятие открытого акционерного общества "Газпром" ООО "Сургутгазпром" является одним из крупнейших газотранспортных и газоперерабатывающих предприятий.
Образовано 23 февраля 1977 года. 1 июня 1999 года Дочернее предприятие было преобразовано в Общество с ограниченной ответственностью "Сургутгазпром".
Главная его задача - обеспечение эффективного функционирования отраслей народного хозяйства, использующих природное топливо.
Основные направления деятельности ООО "Сургутгазпром":
· транспортировка природного газа, конденсата, нефти по магистральным газопроводам и конденсатопроводам;
· переработка газа, газового конденсата и нефти, производство дизтоплива, бензина, керосина, сжиженных, сжатых газов, ШФЛУ, стабильного конденсата, газа стабилизации, кислорода, азота, водорода, технического воздуха, пропана, бутана;
· развитие и эксплуатация газотранспортных систем;
· проектирование, строительство и реконструкция газопроводов, других объектов, обеспечивающих газоснабжение;
· обеспечение производства технологической связью и автоматизированными системами управления, оказание услуг связи;