Сравнение по парам делает классификацию проще и достовернее —сравнение каждого с каждым производится в специально сгруппированных парах. Затем отмечается количество раз, когда работник оказывался лучшим в своей паре, и на основании этого строится общий рейтинг. Оценка может быть затруднена, если число сотрудников слишком велико (число пар будет слишком большим, и работа с анкетой станет утомительной).
Метод заданного распределения. Лицу, проводящему оценку, предписывается дать работникам оценки в рамках заранее заданного (фиксированного) распределения оценок. Например:
10% — неудовлетворительно
20% — удовлетворительно
40% — вполне удовлетворительно
20% — хорошо
10% — отлично
————————————
всего — 100 %
Единственное, что требуется от эксперта, — выписать на каждую карточку фамилию работника и распределить всех оцениваемых по группам в соответствии с заданной квотой. Распределение может проводиться по разным основаниям (критериям оценки).
Одним из важных кадровых мероприятий является доведение до самого работника информации о степени его успешности в работе.
В зависимости от цели оценки в ООО «СургутГазпром» используют два подхода:
· если оценка проводилась для целей личного развития сотрудника, результаты могут быть сообщены ему лично;
· если оценка проводилась для определения вознаграждений, уровня заработной платы, повышения по службе, то тогда информация может быть передана в соответствующую службу предприятия, которая в случае личного запроса сотрудника может представить ему результаты. Однако для повышения результативности оценочных мероприятий обратная связь работнику необходима.
Работники могут узнать результаты своей оценки в ходе специальной встречи, беседы с лицом, проводившим оценку.
Цели беседы с работником — не только сообщение ему результатов. Беседа должна способствовать повышению производительности труда, изменению поведения работников, результативность труда которых не вписывается в приемлемые стандарты.
Повышению эффективности беседы по результатам оценки способствуют:
· подготовка к встрече участников беседы, их ориентация на обсуждение прошлой результативности труда работника на фоне задач того периода;
· спокойные, доверительные отношения между оценивающим и работником, создание такой атмосферы, которая дала бы возможность работнику расслабиться. Эта беседа — не дисциплинарное мероприятие, она направлена на повышение результативности труда работника в будущем, которое позволит ему улучшить удовлетворенность трудом и даст шанс продвижения по службе;
· планирование оценивающим времени беседы так, чтобы часть времени осталась для обсуждения оценки и будущей работы самим сотрудником;
· упоминание в начале беседы о специфичных положительных достижениях работников, о недостатках следует говорить между двумя положительными результатами. Внимание необходимо сосредоточивать на обсуждении результативности работы, а не на критике личностных качеств. Не следует упоминать более одного-двух недостатков во время одной беседы, так как некоторым людям трудно работать над исправлением одновременно более двух упущений;
· оптимальный объем информации, так как слишком большой ее объем может запутать слушателя;
· самооценка работника.
В качестве иллюстрации рассмотренного выше материала приведем пример социологического исследования, которое было проведено сотрудниками кадровой службы ООО «СургутГазпром». Основная цель проведенного исследования – выявить негативные моменты, которые мешают сотрудникам исполнять свои обязанности. Результаты проведенного опроса сгруппированы в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Результаты опроса сотрудников ООО «СургутГазпром»
Вопросы сотрудникам | Ответы | ||||||||||
Производственные рабочие (84 чел.) | Вспомогательные рабочие (34 чел.) | Специалисты (24 чел.) | Руководители (16 чел.) | Всего (158 чел.) | |||||||
Количество |
% от опрошенных |
количество |
% от опрошенных |
количество |
% от опрошенных |
количество |
% от опрошенных |
количество |
% от опрошенных | ||
Нечеткое распределение обязанностей |
33 |
39,29 |
14 |
41,18 |
5 |
20,83 |
1 |
6,25 |
53 |
33,54 | |
Плохие условия труда |
5 |
5,95 |
3 |
8,82 |
1 |
4,17 |
0 |
0,00 |
9 |
5,70 | |
Нарушения трудовой дисциплин |
8 |
9,52 |
4 |
11,76 |
6 |
25,00 |
3 |
18,75 |
21 |
13,29 | |
Низкая зарплата |
2 |
2,38 |
1 |
2,94 |
2 |
8,33 |
0 |
0,00 |
5 |
3,16 | |
Распределение отпусков |
26 |
30,95 |
8 |
23,53 |
6 |
25,00 |
7 |
43,75 |
47 |
29,75 | |
Культура общения, морально-психологический климат |
10 |
11,90 |
4 |
11,76 |
4 |
16,67 |
5 |
31,25 |
23 |
14,56 |