· поведения и возможностей конкурентов;
· состояния и тенденций рынка и окружения фирмы в целом; Конкурентоспособность можно рассматривать как внешнюю (умение максимально успешно использовать возможности и справляться с угрозами) и внутреннюю (умение создавать потенциал, обеспечивающий конкурентные преимущества).
С точки зрения объекта можно говорить о конкурентоспособности продукта, создавшей его производственной системы: (фирмы, предприятия), каналов товародвижения и прочее.
Конкурентоспособность продукта (по М. Портеру) определяется величиной достающейся потребителям даром части его ценности. Она характеризуется степенью его притягательности, обусловленной как привлекательностью свойств, высоким качеством, так способностью обеспечивать экономию (за счет выгодных условий продажи, низких цен, эксплуатационных расходов, затрат на ремонт и утилизацию) в сравнении с лучшими образцами.
Для того, чтобы добиться конкурентоспособности, нужно улучшать потребительские свойства, минимизировать издержки; использовать менее дорогие компоненты без потери общего качества, привести последнее в соответствие с запросами потребителя, создать оптимальные условия сервиса.
Сегодня конкурентоспособность может быть обеспечена только совместными усилиями всех фирм-участниц технологической (ценностной) цепочки, формирующей конечный продукт. Конкурентоспособность познается только в сравнении, путем сопоставления данного и эталонного объекта. На основе полученных данных определяется стратегия конкурентной борьбы, а ее достижение становится целью стратегии наряду с доходностью.
Конкурентоспособность фирмы как производственной системы - характеристика ее жизнестойкости, показывающая, что та может создавать продукт, превосходящий другие, удовлетворять запросы потребителей на более высоком, чем у соперников, уровне, противостоять их действиям, а, следовательно, обеспечить себе лучшее положение относительно них. Она основывается на конкурентоспособности всех видов ресурсов и умении их оптимально комбинировать, а также от конкурентоспособности продукта.
Факторы, обеспечивающие конкурентоспособность, для компании бывают внешними и внутренними. Внешние, в свою очередь, можно разделить на макроэкономические (имеют значение для фирм, участвующих в международной конкуренции), отраслевые и территориальные.
К внешним макроэкономическим факторам можно отнести:
· благоприятную социально-политическую обстановку;
· передовую структуру и динамичное развитие национальной экономики в целом и отдельных рынков;
· поддержку отечественного предпринимательства со стороны государства;
· наличие в стране необходимых производственных и финансовых ресурсов;
· развитую инфраструктуру (транспорт, связь и пр.) и финансово-кредитную систему.
К отраслевым факторам (мезо-экономическим) конкурентоспособности можно отнести:
- потенциально высокую емкость рынка для продуктов отрасли и его высокую адаптивность к новинкам; легкость доступа на него, низкий уровень входных барьеров;
- возможность экономии на масштабах производства;
-прочность конкурентных позиций на существующих рынках.
К территориальным факторам конкурентоспособности (мезо-экономическим) можно отнести:
-благоприятные естественные условия деятельности;
· удобное местоположение, близость к основным коммуникациям;
· высокую обеспеченность трудовыми ресурсами;
· благожелательное отношение местных властей и населения и прочее.
Основными внутренними для компании {микроэкономическими) факторами конкурентоспособности фирмы являются:
· передовой технический и технологический уровень производства;
· высокое качество продукции при сравнительно низких издержках на всех стадиях производственного цикла;
· применение современных методов организации и управления, информационных технологий;
· квалифицированный персонал;
· активная инновационная деятельность;
· наличие финансовых ресурсов;
-четкая организация сбыта (собственная сеть, эффективная реклама, широкий товарный ассортимент, красивая упаковка, надежное гарантийное обслуживание);
· обладание уникальными авторскими правами, патентами, лицензиями, ноу-хау, зарегистрированными моделями, коммерческими секретами, опытом;
· наличие высокой организационной культуры, благоприятной репутации, имиджа.
Утрата конкурентоспособности возможна в результате:
-замедления инноваций, темпов создания и улучшения продукции, совершенствования производственной системы;
· резкого изменение величины и структуры спроса;
· невозможности осуществить технически и технологические преобразования из-за слабости поддерживающих отраслей, отсутствия необходимых инвестиций;
· утраты доверия со стороны покупателей;
· потери гибкости;
· ухудшения факторных параметров (отставание в темпах создания и улучшения факторов, рост издержек);
· ослабления внутренней конкуренции, ведущего к медленному разложению фирмы.
Мерами по усилению конкурентоспособности являются:
-постоянное совершенствование продукта, повышающее его привлекательность, надежность, экономичность и пр.;
· обеспечение его превосходства над заменителями;
· нахождение новых сфер его использования, приспособление к нуждам потребителя;
· творческое использование полезного опыта конкурентов;
· умелое манипулирование ценовыми факторами конкурентной борьбы;
· интенсивное использование рекламы и прочее.
Конкурентные преимущества имеют в своей основе определенные факторы (источники) - компоненты внешней или внутренней среды фирмы, по которым она превосходит, или в ближайшее время будет превосходить конкурирующие компании.
Выделяют следующие конкретные источники конкурентных преимуществ (в различных отраслях и странах они могут быть разными):
1.Высокая обеспеченность факторами производства, особенно теми, которые не могут быть скопированы (высококвалифицированной рабочей силой, самыми современным оборудованием и технологиями, материальными и природными ресурсами),финансовыми возможностями и их дешевизна (самое неблагоприятное положение по фактору - его большая стоимость).
Но сегодня роль этого источника становится второстепенной, ибо конкурентное преимущество на базе изобилия или дешевизны факторов производства привязано к местным условиям и непрочно и порождает застой. Обилие или дешевизна факторов может привести к их неэффективному применению.
2.Обладание уникальными знаниями (патентами, лицензиями, ноу-хау и пр.), прочные контакты с научными учреждениями. Использование предвосхищающих нововведений, быстрое накопление специализированных ресурсов и навыков, особенно протекающее в ускоренном режиме, при пассивности конкурентов может обеспечить лидерство на рынке. Конкурентные преимущества, возникающие из постоянных улучшений и перемен, поддерживаются также только благодаря ним.
Хотя большая часть нововведений обычно незначительны, носят эволюционный характер, но часто их накопление дает более значительный результат, чем технологический прорыв.