Аннотация.
В науке «психология управления» и в других социальных отраслях знаний психологическим аспектам жизнедеятельности коллектива организации на сегодняшний момент уделяется большое внимание. Проблематика формирования благоприятных взаимоотношений волнует многих теоретиков и практиков (руководителей предприятий), поскольку в современных условиях происходит стремительное развитие человеческих ресурсов: работник самосовершенствуется, стремится расширить собственный кругозор, овладеть достаточными знаниями, реализоваться в жизни. Рабочий коллектив - это самый важный ресурс, находящийся в распоряжении руководства. Человеческий ресурс - это та основа, на которой строится организация, система производственных, трудовых взаимоотношений, кладезь новых идей, способов совершенствования производства, получения прибыли и дальнейшего процветания. Успех коллективу обеспечивает нормальный психологический климат в нем. Благоприятный социально - психологический климат коллектива обеспечивает работоспособность его членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность коллектива. Таким образом, изучение данного феномена сопряжено с необходимостью совершенствования, повышения эффективности организаций, и при этом требует систематического изучения науки психологии, и социально - психологических взаимоотношений на практике, с целью наиболее эффективного использования рабочей силы.
Цель данной работы заключается в овладении методикой исследования коллективов с помощью социометрического опроса.
Объект исследования: сотрудники трудового коллектива ООО «Белебеевское телевизионное агентство «Калейдоскоп».
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы;
2. Беседа с персоналом;
3. Тестирование:
1) Определение индекса групповой сплоченности Сишора;
2) Экспресс методика по изучению социально – психологического климата в трудовом коллективе. Авторами методики являются О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто.
3) Методика определения стиля руководства трудовым коллективом. Разработана В.П. Захаровым на основе опросника А.Л. Журавлева.
4)Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири.
Любая организация представляет собой развивающуюся социальную систему и в ней существуют, реализуются два вида активности: деятельность, направленная на решение базовой задачи, и активность по развитию отношений, возникающих между людьми. Люди в организациях неосознанно реализуют модели поведения, сформировавшиеся у них на основе семейного опыта, а также выработанные под воздействием организационных культур тех организаций, где они трудились ранее. Поэтому психологические особенности, которые характеризуют психическое состояние и поведение индивидов в группе, психологическое состояние группы в целом обладает свойством динамичности, подверженности многообразным воздействиям, и, соответственно, изменчивостью. Основные черты и особенности совокупного, группового психического состояния и поведения людей, а также черты и особенности, которые характеризуют поведение индивида в группе, так или иначе вытекают из факта межличностного общения людей и характеризуются определенной психологической атмосферой. Это то, что может меняться в течение рабочего дня под воздействием различных изменений условий жизнедеятельности коллектива.
Социально-психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, их взаимной коммуникабельности, взаимно испытываемых объединяющих или разъединяющих чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Социально-психологический климат обусловлен, прежде всего, социальным опытом людей и тем идеологическим влиянием, которым они подвергаются. Он оказывает самое непосредственное влияние на самочувствие членов коллектива, на достижение максимальной эффективности совместной деятельности.
Совокупность первичных явлений, составляющих феномен социально-психологического климата, выливается в систему ожиданий, разделяемых (или открыто неоспариваемых) большинством людей в данной социальной среде. Эти ожидания возникают как относительно ролевого поведения отдельных личностей, так и действий организаций и учреждений. Система ожиданий социальной среды выражается через общественное мнение и настроение, которые стимулируют или ограничивают действия индивидов и социальных групп. И таким образом, социально-психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным для определенных действий и социальных преобразований.
В настоящее время в области изучения межличностных взаимоотношений, на основе их создания здорового психологического климата ведутся исследования во многих институтах, научных центрах в стране и во всем мире и наиболее распространенным методом исследования является социометрический метод. Термин "социометрия" означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. А вот внедрение этого метода в нашей стране связано с именами советских психологов Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.
Практическое исследование психологического климата в трудовом коллективе проводилось в ООО «Белебеевское телевизионное агентство «Калейдоскоп».
Коллектив исследуемого предприятия состоит из 15 человек: специалист по рекламе; оператор; дизайнер наружной рекламы; дизайнер (3 чел); помощник дизайнера (3 чел); системный администратор; наборщик; специалист по монтажу; главный бухгалтер; менеджер по персоналу; менеджер по продаже рекламного продукта.
Данная фирма частная (основана в 2000 г.) и её финансирование идёт за счет своей деятельности. Оплата труда сотрудников – процентная, а вот бухгалтер имеет свой оклад. Основной вид деятельности исследуемого предприятия: реклама на ТВ, радио; полиграфические услуги; наружная реклама.
Возрастной состав респондируемых от 18 до 50 лет. Высшее образование имеют – 53,3%, среднеспециальное – 13,3%, среднее – 20%.
В ходе предварительного собеседования было выяснено, что в фирме существует проблема текучести кадров. Для определения уровня социально-психологического климата в коллективе Медиа-холдинг «Калейдоскоп» я провела тест по изучению психологического климата, экспресс-тест, разработанный О.С. Микалюком и А.Ю. Шалыто. Также была использована методика по определению групповой сплоченности Сишаро. После при помощи методики Т. Лири была проведена оценка межличностных отношений между работниками. И в конце проведен тест для определения стиля руководства трудовым коллективом.