Управление конфликтом – это сознательное целенаправленное воздействие по решению конфликта и устранению породивших его причин. Можно выделить следующие основные методы управления:
Внутриличностные или методы воздействия на личность;
межличностные методы или стили поведения;
структурные или методы по устранению организационных конфликтов;
переговоры;
агрессивные или методы насилия.
Внутриличностные методы заключаются в умении слушать, ясно и чётко выражать свои мысли, в уважении к представителям другой стороны, в умении правильно организовать своё поведение и влиять на поведение других.
Межличностные методы – это выработка стиля поведения в конфликтной ситуации: уступчивость, уклонение, противостояние, компромисс, сотрудничество. Каждый из стилей поведения предполагает развитие ситуации в направлениях:
разрешение конфликта;
усугубление конфликта;
частичное разрешение конфликта, то есть конфликт разрешён не полностью; обе стороны одновременно и удовлетворены и не удовлетворены решением проблемы в данный период, и нерешённую её часть отодвигают на более поздний и более благоприятный (по мнению каждой из сторон) период.
Выбор стиля поведения зависит от:
- степени важности ситуации и интересов для каждой из сторон;
- степени учёта интересов другой стороны.
Структурные методы – это методы воздействия на организационные конфликты, возникающие из-за разделения и распределения власти, полномочий обязанностей в государственных управленческих структурах и других социально-экономических структурах общества. [23, с. 33]
Переговоры представляют собой разносторонний набор приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для ликвидации противоречий между сторонами. Переговоры возможны практически в любой стадии развития конфликта:
Рис. 1.1 Виды конфликтов
Они проходят последовательно несколько этапов:
- подготовка к переговорам – изучение состояния дел, информации по рассматриваемым вопросам, формулировка целей и задач, решение организационных вопросов;
- предварительное оглашение позиций сторон на переговорах;
- поиск взаимоприемлемого решения – нахождение комбинации, устраивающей обе стороны;
- завершение переговоров.
Переговоры могут проводиться в присутствии или при посредничестве третьей, нейтральной стороны.
В сегодняшних условиях агрессивные методы насилия для разрешений конфликтов могут применяться к тем конфликтующим сторонам – как внутри страны, так и на международной арене, – которые нарушают общепринятые в мире нормы, правила и законы общежития и не стремятся к цивилизованным методам разрешения проблем. [13, с. 55]
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему:
- Признать существование конфликта.
- Определить возможность переговоров.
- Согласовать процедуру переговоров.
- Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта.
- Разработать варианты решений.
- Принять согласованное решение.
- Реализовать принятое решение на практике.
Если кризис – это отклонение от нормальной ситуации (экономической социальной, политической), если его источниками возникновения являются люди и их отношения, а конфликт возникает в процессе взаимодействия, взаимоотношений и общения индивидов между собой, то есть это социальный аспект, тогда следует вывод, что конфликт – это один из видов кризисной ситуации, поэтому он подчиняется всем правилам, относящимся к кризису, его предупреждению, ликвидации и усугублению или развитию. [20, с. 42]
На анализируемом предприятии с кадрами проводится работа, направленная на недопущения конфликтных ситуаций. При этом используются все выше перечисленные меры.
Краткая характеристика ООО «Арго-тур»
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Арго-тур», созданное 14 января 2003 года. В соответствии с учредительными документами основной вид деятельности общества осуществление рекламной и маркетинговой деятельности как самостоятельно, так и по договорам с иными организациями, как в России, так и за рубежом, в соответствии с действующим законодательством.
Место нахождения ООО « Арго–тур»: 400131, Российская Федерация г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д.28-а.
Основными видами (предметом) деятельности общества являются:
- Оказание туристских услуг;
- Организация экскурсионного развития;
- Прокат туристского инвентаря, снаряжения, автомобилей;
- Организация деловых встреч, бизнес-туров, круизов и деловых поездок как в России, так и за рубежом (с участием российских и иностранных граждан);
- Организация и ведение гостиничного бизнеса;
- Оказание сервисных услуг по визовому оформлению российским и зарубежным гражданам и фирмам;
- Оптовая и розничная торговля товарами народного потребления (в том числе подакцизными товарами), а также продукцией производственно-технического назначения;
- Автотранспортные услуги (грузовые и пассажирские перевозки, в том числе междугородние и международные) юридическим и физическим лицам;
- Рекламно-информационные услуги;
- Маркетинговая, полиграфическая, издательская, культурно-просветительская деятельность;
- Оказание бытовых и консультационных услуг;
ООО « Арго–тур» вправе осуществлять любые виды деятельности, направленные на достижение цели Общества и не запрещённые законодательством.
Организационная структура управления ООО « Арго–тур» относится к линейно-функциональному типу. [10, с. 19] Именно данный тип управления является наиболее приемлемым для фирмы такого размера и вида деятельности. Управление ООО « Арго–тур» осуществляется в соответствии с законодательством РФ и его Уставом.
Рис.2.1. Организационная структура ООО « Арго–тур»
Менеджеры по туристическому сервису (поездки по России и за рубеж) обеспечивают соблюдение сроков договоров. Организуют работу по выполнению плана. Разрабатывает обязательный ассортиментный перечень услуг на основе изучения потребительского спроса, контролирует его соблюдение. Оперативно производит уценку туров, не пользующихся спросом у покупателей. Участвует в составлении заказов и договоров на продажу туров, контролирует их исполнение.
Финансовый директор компании осуществляет руководство финансовыми ресурсами компании
Таблица 2.1.
Штатное расписание
Наименование должности | Кол-во работников (человек) |
Генеральный директор | 1 |
Заместитель ген. директора | 1 |
Бухгалтерский отдел | |
Главный бухгалтер | 1 |
Специалисты | 2 |
Отдел реализации теплоходных маршрутов | |
Специалисты | 3 |
Отдел иностранного туризма | |
Специалисты | 4 |
Экскурсионный отдел | |
Специалисты | 4 |
Экскурсоводы | 3 |
Отдел путешествий | |
Специалисты | 4 |
ИТОГО | 23 |