Прекращение дальнейшего снижения покупательной способности заработной платы полностью зависит от органов исполнительной и законодательной власти в центре и на местах. Они должны принять и выполнять следующие нормативные акты:
- закон об индексации средней заработной платы, согласно которому правительство за месяц до начала очередного квартала прогнозирует ожидаемый рост инфляции в предстоящем квартале. Исходя из фактических данных о средней заработной плате за три последних месяца работодатель определяет размер компенсационных выплат.
- постановление правительства об обязанности работодателя выплачивать начисленную зарплату деньгами или натурой за счет мобилизации всех активов предприятия и кредитов банков. Постановление должно предусматривать обязательную выплату работникам очередной заработной платы при постепенном погашении накопившейся задолженности.
- закон об обязательном увеличении заработной платы во всех случаях, когда органы власти принимают нормативные акты, меняющие структуру использования доходов или усиливающие налоговые нагрузки на работников.
Наряду с перечисленными мерами самостоятельное значение для восстановления воспроизводственной функции заработной платы имеет изменение уровня минимальной заработной платы и порядка ее определения; в период перестройки она (80 руб.) составляла 57,1% прожиточного минимума, который по действовавшим тогда ценам был равен 140 рублей. Минимальная заработная плата была положена в основу минимальных ставок 1-го разряда в некоторых отраслях народного хозяйства, а также на предприятиях и в организациях бюджетной сферы. Но по большинству производственных отраслей ставки 1-го разряда были выше 80 руб. То обстоятельство, что минимальная заработная плата была ниже прожиточного минимума, определялось типичной для экономики с нерациональной организацией производства структурой заработной платы, когда занижена доля постоянной части заработной платы и завышена ее переменная часть.
Установление минимальной заработной платы приобрело смысл после передачи государственной собственности в полное хозяйственное ведение предприятий, а в дальнейшем в руки различных собственников. Стало важным защитить работников в случае недостаточно эффективной работы в условиях рынка, гарантируя минимальную заработную плату. Превратив минимальную заработную плату в инструмент исчисления нормируемого фонда заработной платы, за превышение которого брался дополнительный налог, правительство сделало всё, чтобы затормозить регулярные пересмотры минимальной заработной платы и получить побольше отчислений в бюджет за превышение нормируемого фонда заработной платы. Одновременно решалась задача сдерживания роста заработной платы в стране и особенно в бюджетном секторе экономики. Таким образом, минимальная заработная плата из инструмента организации заработной платы превратилась в инструмент регулирования бюджетных поступлений и минимизации расходов бюджета на оплату труда. При наличии предприятий различных форм собственности, и особенно в переходный период, роль минимальной заработной платы трудно переоценить. Она гарантирует получение минимально необходимого для работника простого труда объема материальных благ и услуг, достаточного для воспроизводства его рабочей силы, приводя его в соответствие с реальным экономическим потенциалом общества.
История подтверждает слова, сказанные более десятка лет тому назад нобелевским лауреатом Д. Тобиным. «Кейнсианские идеи, - писал он, -переживут контрреволюцию. Тот синтез, который возникает под их влиянием, будет, я думаю более приемлем теоретически, чем прежний, «неоклассический синтез». Кризис экономической теории касается как микроэкономики, так и макроэкономики, и выход из него должен быть найден на основе последовательной перестройки теории на невальрасовской основе».
Сегодня в нашей стране имя Кейнса упоминается не только на студенческих занятиях. Многие сторонники государственного регулирования готовы опереться на его авторитет. На практике, конечно, все не так просто, во-первых, следует помнить, что кейнсианская теория и политика исходят из существования развитой рыночной экономики. Мы же находимся на этапе перехода к такой экономике.
Во-вторых, активное использование бюджетного дефицита в условиях инфляции оказалось слабым местом кейнсианской теории, и следует с осторожностью относиться к бюджетному финансированию, перенося акценты с бюджета на кредитно-денежную политику в качестве основного инструмента косвенного воздействия на экономику.
В-третьих, переходная экономика требует особого подхода к роли государства, поскольку в этот период одновременно происходят и ломка старой государственной системы управления и создание государством новой рыночной инфраструктуры (в виде законов, институтов контроля, налоговых сборов и т.д.). Кроме того, переходная экономика требует проведения активной структурной политики. Все эти проблемы непосредственного отношения к теории Кейнса не имеют.
Однако знать ее и применять при регулировании экономики необходимо. Изучение теории и опыта развитых стран, понимание условий, в которых дает эффект та или иная мера экономической политики, способны уберечь от ошибок в ходе ненужного экспериментаторства или очередного «изобретения велосипеда».
Великий английский экономист Джон Мейнард Кейнс в 1936 году опубликовал «Общую теорию занятости, процента и денег». Центральная идея этой книги состояла в том, что в условиях кризиса необходимо предложить и осуществить меры по активизации и стимулированию совокупного спроса (т.е. общей покупательной способности). Поэтому теорию Кейнса называют еще «теорией эффективного спроса». Эффективный спрос – это совокупный платежеспособный спрос, определяющий объем занятости. Его ведущая роль в этом вопросе определяется тем, что в коротком периоде (а именно им и ограничил свой анализ Кейнс) предложение остается неизменным и вывести экономику из состояния низких темпов производства с высоким уровнем незанятости можно только путем воздействия на другую сторону рынка – спрос.
Рост незанятости ведет к росту национального дохода (НД). Чем больше НД, тем казалось бы, больше должен быть совокупный спрос. Но именно этого как раз и не происходит, поскольку по мере роста НД все большая часть его направляется на сбережение. Получается, что чем больше НД, тем относительно меньше реальный («эффективный») потребительский спрос. А ведь именно он влияет на размер производства и тем самым на величину занятости. Прирост личного потребления, а следовательно рост эффективного спроса устойчиво зависит от прироста дохода. Зависимость здесь прямая. Чем выше доход, тем выше и уровень личного потребления.
Возникает «замкнутый круг», в котором рост занятости, увеличивая НД, ведет к росту не спроса, а сбережений. В результате производство лишается дополнительного спроса (на величину сбережений) и сокращается. Следствием этого является рост безработицы. Поэтому, делает выводы Кейнс, необходима такая политика, которая стимулировала бы эффективный спрос, приближая его к размеру потенциального.