Перевод в другое подразделение. Довольно часто все же отрицательные последствия провоцируемых данным работником конфликтов существенно превосходят «удельный вес» позитивных результатов его деятельности, а также разрушают ранее консолидированный коллектив. В этом случае эффективным способом улаживания конфликтов в коллективе может выступить перевод данного сотрудника в другое подразделение или даже увольнение его из учреждения.
Психологические особенности конфликтного человека таковы, что часто он склонен винить в своих неудачах и постоянных конфликтах не самого себя, а других людей. Он видит конфликт там, где его нет, а при провоцировании конфликта посредством собственных действий переносит свои недостатки на окружающих. Психологически ему значительно проще обвинить другого «во всех грехах», нежели самому заняться собственным перевоспитанием, развитием у себя коммуникативного самоконтроля и сдержанности.
Первое, что необходимо психологу компании посоветовать такому человеку, — это обратить всю мощную энергию его критического анализа на самого себя. Такой человек должен самому себе задать вопросы: «Что я сам сделал, чтобы данный конфликт возник?», «Какие черты моего характера вызывают недовольство окружающих людей везде, где бы я ни работал и где бы я ни появлялся?»
Начало позитивного самоизменения состоит в способности человека к коммуникативной рефлексии — самопознанию, самоанализу и умению увидеть себя со стороны, с позиции внешнего наблюдателя. Рефлексия помогает также встать на позицию партнера по общению и понять, как другой реагирует на слова и действия конфликтующего человека. Что этот другой чувствует? Что он думает? Какие последствия могут иметь жестокие и обидные слова, которые конфликтующий в запале гнева и с искаженным лицом выкрикивает или произносит угрожающим шепотом?
Сотрудникам транспортной компании необходимо разъяснить правила поведения и общения в конфликтной ситуации
Что следует делать и что не следует делать в конфликтной ситуации? Следует делать .
· Сохранять самоконтроль и сдержанность.
· Предоставлять партнеру «выпустить пар».
· Не «подливать масла в огонь»: не вступать в конфликтный диалог, не увязать в критических замечаниях, не переходить «на личности».
· Попросить партнера сформулировать суть его претензий и конечный результат, к которому он стремится.
· Четко и объективно высказать свою позицию по отношению к ожиданиям партнера.
· Стараться держаться на равных.
· Извиниться или признать свою ошибку, но без самоунижения, спокойно и с достоинством.
· Оформить принятую договоренность и оговорить взаимоотношения на будущее. Четко определить границы: что конкретно не следует дальше делать, чтобы не вызвать повторения конфликта.
· Стараться поддерживать баланс деловых отношений в тех границах, которые являются конструктивными и способствуют достижению общего успеха. Выходить за пределы этих границ только в тех случаях, когда это требуется в соответствии с объективными обстоятельствами совместной работы.
Не следует делать .
· Не смотреть на партнера враждебно или излишне критично.
· Не приписывать ему отрицательные черты характера и низменные намерения.
· Не демонстрировать свое превосходство.
· Не обвинять.
· Не игнорировать интересы клиентов
· Не позволять себе видеть ситуацию только со своей стороны.
· Не уменьшать имеющиеся заслуги партнеров и клиентов и не преувеличивать свои собственные заслуги. Не задевать «болевые» точки коллег в работающей команде, их слабые и уязвимые места.
· Не обрушивать на своих сотрудников слишком много претензий. Не ставить ультиматумы такого типа: «Если вы не сделаете это, отношения с вами у меня будут разорваны».
Для снижения конфликтных ситуаций в общении с клиентами, необходимо разработать и провести с сотрудниками следующие тренинги:
1) Деловая беседа с клиентом.
· Приемы захвата внимания.
· Какое значение имеют сказанные Вами первые фразы?
· Как установить хороший контакт с клиентом?
· Слова «раздражители», которые запрещено употреблять.
· Как избежать начала, заводящего беседу в тупик.
2) Анализ потребностей.
· Как выяснить мотивы клиента, принятия решения.
· Как мотивировать клиента к покупке?
· Техника постановки вопросов, виды вопросов.
· Почему Вы должны задавать вопросы? Умение активно и внимательно слушать.
· Контролируемый диалог.
· Потеря информации.
· Правила эффективного восприятия.
3) Технологии ответов на возражения.
· Значение возражений.
· Что скрывается за возражением?
· Самое важное при ответе на возражение.
· Аргументы в защиту цены.
· Сопоставление цены и ценности.
4) Принципы клиент - ориентированной организации.
· 10 принципов клиент - ориентированной организации применительно к Вашей компании.
· Корпоративная культура: уровни качества обслуживания.
5). Психологическая подготовка к работе с клиентом.
· Приемы саморегуляции.
· Практические приемы формирования необходимых ресурсных состояний (уверенность в себе, в своем продукте и др.)
· Преодоление неосознанных страхов перед предстоящим контактом с потенциальным клиентом.
Самым эффективным методом управления конфликтами, по мнению многих исследователей, является метод игровых технологий, например:
Игра «Общий ресурс» - цель игры – обеспечить участникам условия, дающие возможность опробовать в конфликтной ситуации различные варианты сочетания личных стратегий со стратегиями партнеров.
Игра «Конфликт понимания» - предназначена для моделирования и изучения ситуаций соотнесения внутренних и внешних конфликтов в условиях организации понимания в учебных коммуникациях или при передаче управленческих решений для исполнения.
Игра «Экстериоризация внутреннего конфликта» - процедура предназначена для тренинга, умений моделировать процессы разрешения конфликтов в развернутом виде с прогнозом последствий.
Таким образом, с помощью преодоления, профилактики и своевременного разрешения конфликтных ситуаций, транспортная компания ЗАО «Ньюпорт Трейдинг» сможет полностью реализовать свои цели, которые заключаются в стремлении к долговременным деловым отношениям со своими партнерами, а так же в желании показать пути наиболее полного, комплексного решения всех задач, стоящих перед ними в области современных информационных технологий.
Выводы по второй главе.
Нами было проведено эмпирическое исследование, цель которого – вывить условия возникновения и пути преодоления конфликтных ситуаций в транспортной компании ЗАО «Ньюпорт Трейдинг».
Первый этап исследования заключался в установлении методом наблюдения мнения о каждом сотруднике организации, его личностных и поведенческих особенностях. Применялся метод включенного наблюдения.
Результаты наблюдения свидетельствовали о том, что в группе 40 % сотрудников способны создавать конфликтные ситуации и 60 % бесконфликтны в общении.