5. места в аппарате распределяются на свободной контрактной основе с заранее оговорёнными условиями, при несоблюдении которых от этой работы в принципе можно отказаться. Существует и право ухода в отставку;
6. офис и частное хозяйство строго разделены. Чиновник не может присвоить себе как свою частную собственность ни занимаемый пост, ни связанные с ним источники вознаграждений;
7. чиновник подчиняется единой дисциплине и подвержен унифицированной системе контроля путем постоянной отчетности о проделываемой работе;
8. служба в аппарате для чиновника является единственным или, по меньшей мере, основным местом работы.
Нетрудно заметить, что в такой трактовке бюрократия не имеет того негативного смысла, который мы традиционно вкладываем в это понятие. Здесь подчеркивается лишь наличие определенных правил работы и системы ее организации.
В результате теоретического осмысления и эмпирического анализа работы организаций появился результат, и немалый: были разработаны научно обоснованные методы построения формальных структур, без которых не может обойтись никакая организация.[6]
На этих принципах производственные организации существовали до середины 30-х годов XX в. Но конкурентные потребности совершенствования производства для достижения максимальной прибыли натолкнулись на то, что с какого-то момента никакие самые изощрённые приёмы совершенствования организационной структуры не повышали эффективность её работы. Заметим, что во всех перечисленных подходах и даже у М.Вебера человек рассматривается как элемент системы, а не как личность. Но ведь в организациях работают живые люди со своими характерами, привычками, потребностями и т.д.
Над этим, в конце концов, задумались. И вот американская телефонная компания «Вестерн электрик» приглашает в качестве консультанта не инженера, а психолога, профессора Э.Мэйо. С его именем связано появление новой концепции, впоследствии названной «Теорией человеческих отношений». Этот подход можно назвать организация-община. В этой концепции организация рассматривается как частный случай человеческой общности. Э. Мэйо и его ученики исходили из понимания того, что люди в организации не только выполняют свои производственные функции, но еще и общаются, проявляют свои интересы. Эта их жизнь гораздо богаче, чем только выполнение производственных функций. В организации образуются неформальные группы, в которых вырабатываются свои нормы поведения, не поддающиеся формальной регламентации. Для человека такая группа очень важна: в ней он удовлетворяет свои социальные потребности — в общении, уважении, самореализации. Но, придя в группу за удовлетворением этих потребностей, человек вынужден считаться с её неписанными правилами. Управление же при этом должно считаться с психологическим климатом группы, например, воздействуя на неё через неформального лидера, больше заинтересовывать, чем принуждать, и т.д.
Здесь мы видим совершенно отличный от предыдущих подход, констатирующий, что в организациях есть нечто, неподвластное прямому регулированию.
Дальнейшие исследования функционирования организаций включили в сферу своего анализа факт наличия техники. Так возникла социотехническая концепция организации. Она основывается на зависимости внутригрупповых связей от технологии и производства. В самом деле, если некоторая группа людей обслуживает вместе какую-то техническую систему, то она предъявляет к людям весьма жесткие требования. Малейшая неверная реакция человека в такой человеко-технической системе может привести к катастрофическим последствиям. Это предполагает полное взаимопонимание работающих вместе людей, обусловленное технико-технологическими условиями. В качестве примера можно привести работу экипажа космического корабля.
Итак, рассмотрев основные концептуальные модели организации, мы можем сформулировать ее сущностные черты:
Производственная организация — это социальный институт, система социальных отношений, ориентированная на реализацию общественных потребностей, обладающая собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурой, в рамках которых члены организации выполняют отведённые им социальные роли взамен на удовлетворение личных потребностей.
Перейдем теперь к анализу внутренней структуры производственной организации.
Перечисленные выше концептуальные подходы проявляются в конкретных сторонах или свойствах производственных организаций. Каковы они в своем реальном проявлении? Прежде всего, в производственной организации существуют определённые официально утверждённые правила поведения её членов, некие стандарты деятельности: правила внутреннего распорядка, должностные инструкции и т.д. Будучи членом данной организации человек, оказывается включённым в сложную систему этих норм и правил, которым он вынужден подчиняться.
Такого рода систему отношений называют формальной организацией. Её главные признаки:
а) рациональность, в основе которой лежит принцип целеполагания;
б) формальная регламентированность отношений — функций людей безотносительно к их индивидуальным особенностям;
в) подчинённость по вертикали (иерархия). Рассмотрим эти признаки формальной организации более подробно.[7]
Определяющим свойством организации является прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий работников. Именно поэтому организации столь широко распространены. Принцип организационного эффекта коренится в объединении индивидуальных и групповых усилий для достижения цели функционирования организации. Это т.н. «системный эффект». Он обусловлен наличием определённых связей — отношений между людьми, которые представляют собой элементы данной системы — организации.
Цели организаций по уровням можно представить следующим образом. Первый уровень — это внутриорганизационные цели как объективно необходимые условия для её функционирования. Иногда это называют телеономическими свойствами системы или телеономией. Именно поэтому в каждой организации разрабатываются правила внутреннего распорядка, осуществляется контроль за ними, совершенствуется организационная структура. Это есть внутренние цели системы. Далее. Коль скоро всякая организация создается для реализации какой-то общественной потребности, ей задаются внешние цели-задания организацией более высокого уровня, которые данная организация переводит для себя в конкретные показатели (выпуск продукции данного ассортимента, оказание таких-то услуг и т.д.). Но в организации работают люди, имеющие свои индивидуальные интересы. Такие общие и индивидуальные интересы работников, реализуемые через организацию, образуют цели-ориентации её работников. Они тоже имеют своё конкретное содержание: получение вознаграждения за труд, реализация статусных притязаний и пр.
Очевидно, что цели организации и цели ее работников не могут совпадать. Следовательно, необходимо их согласование. В самом деле, завод выпускает, например, листовой прокат. Но лично никому из коллектива данного предприятия этот прокат не нужен. Слесарь, инженер и даже директор завода будут трудиться, если в обмен на свой труд получат нечто, лично их интересующее, причем это не только заработок, но и удовлетворение иных потребностей (в общении, престиже и др.). Пока общая цель функционирования данной производственной организации — завода по выпуску проката — не будет переведена на реализацию индивидуальных целей работников — завод не будет работать.