Деловые переговоры менеджерами ведутся постоянно: в промежуточном менеджерском звене - с персоналом и клиентурой; в высшем - с партнерами и компаньонами. И, как и любые переговоры, деловые проводятся с целью повышения эффективности заключения сделки. Для достижения данной цели существует множество приемов и тонкостей, рациональное и своевременное использование которых позволяет добиться успеха или завершения переговоров без поражения кого-либо из оппонентов.
В нынешних экономических условиях для многих предпринимателей РФ ведение деловых переговоров - сложная проблема. Деловые переговоры - это прежде всего устная деловая речь, обладающая многими особенностями непосредственного общения. Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, интонацию и другую технику общения. Непосредственное общение уменьшает возможность обдумывания, что увеличивает значимость этапа предварительной подготовки к переговорам и использование уже наработанных переговорных стратегий и тактик.
По свидетельству специалистов, помогающих проводить переговоры "наиболее эффективной помощью, которую они могли оказать переговорщикам для наиболее благоприятного заключения сделок на последних стадиях переговоров, была помощь в их более эффективной подготовке" .
Поэтому начинать надо не с вопроса "Что делать, если вдруг .", а с вопроса "Что делать, чтобы .". вопроса "Что делать, чтобы .". Практика деловых отношений показывает, что в решении проблем, связанных с межличностным контактом, многое зависит от того, как партнеры (собеседники) умеют налаживать контакт друг с другом. При всем многообразии форм делового общения деловая беседа является наиболее распространенной и чаще всего применяемой.Понятие "деловая беседа" весьма широко и достаточно неопределенно: это и просто деловой разговор заинтересованных лиц, и устный контакт между партнерами, связанными деловыми отношениями. Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению. Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции с тем, чтобы он согласился и поддержал ее. Таким образом, одна из главных задач деловой беседы — убедить партнера принять конкретные предложения. Деловая беседа выполняет ряд важнейших функций. К их числу относятся: взаимное общение работников из одной деловой сферы; совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов; контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий; поддержание деловых контактов; стимулирование деловой активности.
И сама визитка, и стиль её вручения должны соответствовать канонам общения. Креативные, необычные визитки, несомненно, привлекут внимание собеседника, но более уместны в творческой среде, где креатив только приветствуется. Визитка несет информацию и отражает общую концепцию корпоративной культуры, к которой и принадлежит владелец. Потому контактная информация с визитной карточки должна быть доступна и понятна, не перегружена излишним украшательством.
Культура делового общения подразумевает благоприятную психологическую установку. Послевкусие от разговора или другого общения с партнером должно оставить позитивное состояние, дать надежду на продолжение сотрудничества. Каждый собеседник должен уметь владеть приемами психологических развязок, уметь снимать отрицательные эмоции и грамотно поставить на место некорректных собеседников. Умение вести бесконфликтную беседу и при этом добиваться взаимовыгодных результатов - высшая школа делового общения.
Для овладения этими техниками существует великое множество психологических приёмов. Анализируя древние книги - Библию, Евангелие, можно научиться вдумчивому и внимательному отношению к собеседнику. Дейл Карнеги приводит такой прием. В самом начале разговора стоит искренне поблагодарить собеседника за оказанную вам честь общаться с ним, сделать уместный комплимент. Тем самым партнер будет сразу, в самом начале расположен к собеседнику. Подчеркивая важность и значимость человека, изначально разговор направляется в сторону психологического комфорта. «Поговорите с человеком о нем и он будет слушать вас часами». Б.Дизраэли.
Так уж устроена человеческая природа - каждый хочет быть замеченным, значительным, оцененным по достоинству. Если в начале разговора выдается такой кредит доверия, нужно очень постараться, чтобы завершить его с отрицательным результатом. Внимание и доверие, уважение и корректность - эти качества помогут превратить деловое общение в культурную ценность. Открытость, искренность, доброжелательность - вот три кита, на котором базируется эта культура. «Люди, с которыми мы вступаем во взаимно приятное общение, и есть то, что я называю родиной». Так охарактеризовал деловое общение Иоганн Вольфганг Гете.Успех многих, не только управленческих действий предопределяется качеством процесса делового общения. Наше понимание окружающего мира основывается на получаемой и передаваемой нами информации и ощущениях. Передача и получение информации - одна из управленческих задач.
Почти невозможно переоценить важность делового общения в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Значительную часть времени менеджеров занимают осуществляемые с помощью устных, письменных или электронных обращений коммуникации с руководителями, коллегами, подчиненным или потребителями. Менеджер ставит резолюции на документах и записывает свои замечания, отправляет и получает сообщения по электронной почте, просматривает отчеты, готовит презентации, проводит собрания групп, произносит речи и сообщает в своих решениях другим людям. Деловое общение - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу.
Важнейшим шагом на пути к успеху делового общения есть процесс преодоления трудностей и барьеров общения, т.к. это жестко блокирующие межличностную коммуникацию психологические барьеры, возникающие при выпадении из общей структуры коммуникативного процесса того или иного структурного элемента.
Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны специалистов различных профилей. В последнее время для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей в деловой обстановке, а также в качестве названия теоретического курса, посвященного их изучению, используется составной термин "этика делового общения". Деловые беседы и переговоры играют важную роль в политической, предпринимательской, коммерческой и иных сферах деятельности.