Важнейший инструмент государственного воздействия на предпринимательство в рыночной экономике - налоговая политика, выполняющая две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хозяйствующих субъектов. В российской экономике государство прежде всего реализует фискальную функцию, это и несёт в себе основную проблему предпринимательство.
Кроме налоговых проблем существуют и другие препоны со со стороны государства. в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию малых предприятий выделились негативные влияния госрегулирования
Вообще государственное регулирование — необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малых предприятий к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и защита потребителя — от недобросовестных продавцов и поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такое регулирование было эффективным, необходимо сдерживание неизбежных тенденций к бюрократизации всякого государственного регулирования и превращению его из элемента государственной политики в чиновничью«кормушку». К сожалению, в российской действительности положительные моменты государственного регулирования выражены недостаточно. Негативные стороны ярко выражены в административных баръерах
Наиболее очевидным образом административные барьеры на пути предпринимательства проявляются в процессе регистрации малых предприятий, а также при периодически возникающей необходимости получения или возобновления лицензии на осуществление того или иного вида предпринимательской деятельности. Кроме того, в строгие рамки вводится практика различного рода административных проверок, доставляющая головную боль каждому действующему малому предприятию. Ведь любая проверка отнимает время у владельца и менеджеров фирмы и сопряжена, как правило, с необходимостью уплаты штрафов за выявленные упущения или «отступного» проверяющим.
Вот такой рейтинг проблем создали предприниматели
· Недостатки налоговой системы
· Отсутствие оборотных средств
· Низкий платежеспособный спрос населения
· Высокая арендная плата
· Экономическая политика государства
· Недоступность кредитов
· Дороговизна сырьевых ресурсов
· Слабое развитие внутреннего рынка
· Высокие тарифы на перевозки
· Отсутствие производственных площадей
Не удивительно, что сами предприниматели выражают к проводимой государством политике либо насмешливо-презрительное, либо негодующее отношение. Вот что поведали сами представители малого бизнеса о государственной поддержке в ходе опроса РНИСиНП.
Кто оказывает Вам помощь и поддержку?
Федеральное правительство |
2,7 |
Региональные администрации |
4,4 |
Местные власти |
17,6 |
Фонды поддержки малого предпринимательства |
5,1 |
Агентства поддержки малого предпринимательства |
2,0 |
Международные организации |
1,4 |
Отечественные фирмы-партнеры |
20,2 |
Зарубежные партнеры |
5,7 |
Общественные организации |
3,1 |
Примечание: в таблице указан процент от общего числа респондентов, причем 49 % опрошенных вообще не ответили на данный вопрос.
В какой области Вы ощущаете поддержку?
Финансовой (кредиты, залог, лизинг) |
15,8 |
Налоговой (льготы) |
7,6 |
Повышение квалификации персонала |
4,2 |
Информационной (маркетинг, реклама) |
16,7 |
Нахождении покупателей (сбыт) |
11,6 |
Нахождении зарубежных партнеров |
3,4 |
Аренде помещений |
11,6 |
Приобретении сырья, оборудования |
11,6 |
Правовых консультациях, защите |
8,2 |
Примечание: число не ответивших на этот вопрос превысило 52 % опрошенных.
Какая поддержка желательна?
Прямая финансовая помощь (целевой льготный кредит) |
22,4 |
Налоговые льготы |
47,9 |
Предоставление гарантий по кредитам коммерческих банков |
7,6 |
Содействие в получении необходимого оборудования |
6,1 |
Обеспечение безопасности бизнеса и личной безопасности |
17,0 |
Привлечение к выполнению госзаказов |
17,8 |
Облегчение доступа к неиспользуемым производственным площадям |
9,4 |
Содействие в установлении кооперационных связей с крупными предприятиями |
4,5 |
Информационная поддержка |
9,2 |
Упрощение налогообложения |
37,2 |
Общее снижение налоговых ставок |
35,8 |
Отмена (упрощение) лицензирования |
7,3 |
Обучение ведению бизнеса, учета и т. д. |
3,3 |
Защита прав собственности, улучшение работы суда |
7,1 |
Ничего не надо, пусть хотя бы не мешают |
14,5 |
Иное |
1,9 |
Примечание: общее число ответов превышает число опрошенных, так как было возможно до 3-х ответов.
8. Заключение:
В реферате рассмотрены особенности организации малых и средних предприятий, этапы создания новой организации, кратко описана правовая база, дан обзор по проблемам малого бизнеса в современной России. Использованы и представлены стаистические данные, полученные из современных источников.
Также дан обзор льготных форм бизнеса и намечены перспективы развития МБ в России. В приложении содержится краткая историческая справка.
350 лет назад родился первый отечественный предприниматель Никита Демидов .
Сам Пётр I повелел ему начать производство. Далее предпринимательство развивалось без особых потрясений (нас не коснулась и буржуазная революция) вплоть до октябрьского переворота 1917 года (я склоняюсь к версии переворота, а не революции).Как мы знаем, после переворота были национализированы предприятия крупной средней и частично мелкой промышленности, ликвидированы товарные и фондовые биржи. Но через несколько лет правительство повело «новую экономическую политику», заключавшуюся в стимулировании товарно-денежных отношениё , предприимчивости, инициативы. С 22-го года были разрешены акционерные общества, полные товариществыа и товарищества с ограниченной ответственностью, что способствовало восстановлению сельского хозяйства, да и повышению уровня жизни в целом.