С учетом анализа мировой практики концептуальным моментом при работе над выработкой критериев является необходимость разграничения статистических и «политических» критериев.
Статистический критерий должен покрывать весь сектор малого и среднего предпринимательства с выделением наиболее типичных поведенческих групп, например, микро-, малый и средний бизнес. Организация наблюдения за сектором малого предпринимательства должна предусматривать, на основе использования различных фильтров на показатели, возможность построения внутри статистических границ сектора различного рода группировок субъектов хозяйствования: по числу занятых, выручке, величине активов, структуре уставного капитала. Вводимый статистический критерий должен быть постоянным и единым для всех субъектов Российской Федерации.
Предлагается установить два типа пороговых значений для определения принадлежности к малому или среднему бизнесу:
· по количеству занятых работников;
· по объему выручки.
С учетом поведенческих особенностей субъектов хозяйствования, для выделения типов бизнеса по числу занятых предлагаются следующие пороговые значения:
Таблица 1. Структура сектора малого и среднего предпринимательства по количеству занятых работников
категории субъектов малого и среднего |
тип бизнеса |
количество работников |
субъекты малого предпринимательства |
микро-бизнес |
до 15 человек |
субъекты малого предпринимательства |
малый бизнес |
от 16 до 50 человек |
субъекты среднего предпринимательства |
средний бизнес |
от 51 до 250 человек |
Таблица 2. Критерии выделения субъектов малого и среднего бизнеса (по объемам выручки):
Тип бизнеса |
Количество занятых |
Объем выручки, млн. руб. | |
А |
Б |
с учетом инфляционной и «теневой» составляющих |
без инфляционной и «теневой» составляющих |
микро- |
От 1 до 15 человек |
15 |
10 |
малый |
От 16 до 50 человек |
40 |
30 |
средний |
От 51 до 250 человек |
100 |
70 |
«Политический» критерий должен уточнять в рамках статистического критерия те группы субъектов малого и среднего предпринимательства, которые являются объектом специальной государственной поддержки. Например, целесообразно в рамках политической границы малого и среднего бизнеса исключить муниципальные, государственные предприятия, субъекты отдельных видов деятельности, например игорного бизнеса. Как уже отмечалось, «политическим» критериям в рамках статистического критерия необходимо придать некие степени свободы, то есть, в зависимости от задач программ поддержки, приоритетов регионального и областного развития, целевые группы поддержки внутри статистических границ сектора малого и среднего предпринимательства могут модифицироваться.
Важно, чтобы организация статистического учета позволяла отслеживать состояние и динамику развития отдельных целевых групп, выделенных в рамках «политического критерия».
Первоначально, сразу вслед за идеей, решается вопрос о целесообразности открытия малого предприятия.
Рационально создать именно малое предприятие, если выполняются следующие критерии:
Наличие оригинальной идеи (патент и т.п.).
Начальные инвестиции.
Высокопрофессиональная команда.
1. Перспектива производства и сбыта.
На этапе создания предприятия решаются вопросе о структуре создаваемой организации: подбирается предпринимательская команад, решается вопрос о форме собственности и видах деятельности, на ходят наиболее выгодное географическое расположение , намечают объём расходов и источников финансирования и определяют целевую группу потребителей После, наконец, происходит собственно организация фирмы, при составлении учредительных документов
Учредительный договор – свод правил, условий, регулирующих отношения участников при ведении бизнеса.
Устав – свод правил, условий, регулирующих отношения с внешними организациями и т.п. и включается часть из учредительного договора.
Учредительный договор включает в себя
1. наименование предприятия;
2. правовое положение;
3. юридический адрес;
4. величина уставного капитала;
5. описание участников общества;
6. учредители и их доля в уставном капитале;
7. виды деятельности;
8. полномочия партнеров;
9. описание схемы использования доходов (валового дохода, прибыли);
10.описание схемы деления убытков;
11.правила передачи своей доли третьему лицу;
12.правила выхода из общества;
13.процедура внесения изменения в устав и уставного фонда (на общем собрании);
14.перечень вопросов, требующих единогласного решения (вопрос ликвидации) ;
15.перечень вопросов, требующих большинства;
16.описание процедуры ликвидации.
Устав в свою очередь включает в себя следующие пункты:
1. реквизиты фирмы;
2. уставной капитал, доли каждого участника;
3. виды деятельности;
4. полномочия;
5. описание схемы использования доходов;
6. передача доли;
7. выход;
8. каким образом составляется отчетность;
9. вопросы аудита;
10.структура управления, описание высших органов управления (права и обязанности генерального директора, общего собрания);
11.основные должностные лица и их функции;
12.состав, функции, график деятельности ревизионной комиссии;
13.внешнеэкономическая деятельность;
14.процедура изменения устава;
15.процедура ликвидации.
Важнейшей частью организации предприятия и производства является финансовое управление.
Грамотное управление должно обеспечивать не только финансовую устойчивость организации, но и выполнение основных задач организации с точки зрения финансов.
Такими задачами являются : получение прибыли и снижение риска, движение наличных средств (финансового потока), разработка надежной системы получения платежей от заказчиков, надежная система мониторинга (контроля) за финансовой деятельностью.
В то же время для устойчивости обязательно выполнение условий: