Эффективность Программы должна характеризоваться отношением полученного экономического эффекта к ресурсным затратам.
В то же время в разделе «Оценка эффективности Программы» показатели оценки эффективности подменены ожидаемыми количественными результатами реализации Программы.
Так, заложенные в Программе критерии оценки эффективности не позволят в перспективе провести аудит эффективности ни по годам, ни в целом по Программе.
Дополнительно необходимо отметить, что обоснованность роста планируемых налоговых поступлений от субъектов предпринимательства в общей сумме доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан к 2010 году до 32%, предусмотренного Программой на 2005-2010 годы, вызывает сомнение.
Темп роста налоговых поступлений от субъектов предпринимательства в доходах консолидированного бюджета Республики Татарстан в среднем на протяжении последних четырех лет составляет 1% в год (в 2002 году – 4%, в 2003 году – 5%, в 2004 году – 6%), что позволяет спрогнозировать рост данных поступлений к 2010 году в пределах 12-15% к общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан.
Степень проработки мероприятий Программы, а именно отсутствие указания на объемы и источники финансирования, показателей результативности, перечня конкретных предпринимательских проектов, которые предполагалось финансировать в рамках определенных приоритетов, обтекаемость сроков реализации (по ряду мероприятий 2005-2010 годы) ставят под сомнение как качество Программы, так и возможность ее выполнения.
При осуществлении анализа Программы можно сделать следующие выводы.
Проводимая Правительством Республики Татарстан государственная поддержка предпринимательства, в том числе на перспективу до 2010 года, в целом соответствует общегосударственной политике Правительства
В современных условиях с точки зрения снижения бюджетной нагрузки и исключения непосредственного финансирования субъектов предпринимательства наиболее оптимальным видом стимулирования и поддержки предпринимательства является предоставление государственных гарантий.
При доработке Программы поддержки предпринимательства Республики Татарстан на 2005-2010 годы предлагаем:
· четко сформулировать цель Программы;
· провести анализ результатов, достигнутых (не достигнутых) в ходе выполнения ранее реализованной программы, а также, исходя из содержания раздела, более подробно рассмотреть существующие проблемы предпринимательства;
· подготовить технико-экономическое обоснование Программы, определить объемы и источники финансирования Программы по годам, а также дополнить Программу разделом «Объемы и источники финансирования Программы»;
· определить и указать в Программе показатели эффективности;
· указать промежуточные (по годам) ожидаемые показатели реализации Программы (объемы выручки субъектов предпринимательства, налоговые поступления от деятельности субъектов предпринимательства в доходную часть бюджета Республики Татарстан, добавленную стоимость на одно малое предприятие и т.д.);
· в разделе «Направления решений поставленных задач» меры государственной поддержки в сфере предпринимательства определить исходя из задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации и Послании Президента Республики Татарстан, а также направлений, определенных в Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы;
· определить государственного заказчика – Кабинет Министров Республики Татарстан;
· в разделе «Система организации контроля за выполнением Программы» в качестве органа, осуществляющего контроль за выполнением Программы на 2005-2010 годы, следует включить Счетную палату Республики Татарстан;
· в разделе «Механизм контроля за реализацией Программы» также необходимо предусмотреть контроль за ходом выполнения Программы на 2005-2010 годы со стороны Счетной палаты Республики Татарстан.
Таким образом, в параграфе была рассмотрена Программа поддержки предпринимательства в Республике Татарстан на 2005-2010 годы, были проанализированы ее положения и сделаны выводы.
Развитие малого и среднего предпринимательства в России и Республике Татарстан сталкивается с множеством проблем, ликвидация которых является стратегической задачей государства.
Итак, в данном параграфе дипломного исследования содержится перечень основных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели при осуществлении своей деятельности.
а) Кредитование[48].
Многим предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Во-первых, обеспечение кредита – как таковое банки рассматривают зачастую только недвижимость, иномарки, золото и драгоценности. Во-вторых, оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита. В-третьих, процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов.
б) Наличие административных барьеров[49].
Количество административных барьеров постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени. Пример: чтобы организовать выезд представителя СЭС для получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев. Причем это при условии, что вы сами уже подготовили все необходимые проекты документов, а подобных контролирующих организаций десятки. Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы. В качестве примера можно привести одно малое московское предприятие, действующее уже в течение десяти лет. Для того, чтобы складировать все бухгалтерские архивы необходима площадь не менее двадцати квадратных метров, а, так как минимальная арендная плата составляет не менее 200-300 долл. за квадратный метр офисных помещений в год, то затраты составят соответственно от 4 до 6 тыс. долл. в год. Хранить эти данные в электронной форме невозможно.
в) Недостаточная подготовка руководителей[50].
Значительная часть новых малых предприятий создается людьми, не имеющими опыта ведения своего предпринимательства или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета.
г) Отсутствие необходимой инфраструктуры[51].
Часто препятствием для развития малых предприятий становится отсутствие необходимой инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную застройку 60-80х гг. очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. Малые предприятия неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет.