В стране на данный момент функционирует 2,37 млн. предприятий, что свидетельствует о неуклонном росте предпринимательства в этой стране.
Государственная стратегия развития промышленности, поддержки малого и среднего бизнеса и расширения экспорта разрабатывается Министерством торговли и промышленности[30]. Начиная с 2000 г. предпринят ряд законодательных и организационных мер по созданию наиболее благоприятных условий для развития сектора малого и среднего бизнеса и расширению его экспортного потенциала. В составе DTI было образовано агентство «Службы предпринимательства» и реорганизован ряд других ведомств, занятых внешнеэкономической деятельностью[31].
SBS объединяет деятельность всей национальной инфраструктуры поддержки предпринимательства включая сеть «Деловых связей» и координирует реализацию всех программ развития малого и среднего бизнеса, стремясь к созданию благоприятных условий для роста этого сектора экономики. Благодаря целенаправленной государственной политике, Великобритания занимает 6-е место в мире по общему объёму экспорта, а по объёму экспорта услуг вышла на 2-е место, что в значительной мере связано с развитием экспортных возможностей малого и среднего бизнеса. Программа поддержки SBS приведена в таблице 7[32] (См. Приложение).
Государственное содействие развитию малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
§ создание стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;
§ использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;
§ обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;
§ создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти; неправительственные объединения и организации; специализированные организации инфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;
§ осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов:
§ разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;
§ оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;
§ предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков.
§ содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.
Мы рассказали о малом бизнесе за рубежом, теперь считаем целесообразным привести некоторые статистические данные, показывающие уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах.[33]
Таблица 1
Показатели развития предпринимательства[34]
Страны |
Количество малых и средних предприятий (тыс.) |
Количество малых и средних предприятий на 10 тыс. жителей |
Занято на малых и средних предприятиях (млн. чел.) |
Доля малых и средних предприятий в общей численности занятий (%) |
Доля малых и средних предприятий в ВВП (%, оценочно) |
Великобритания |
2630 |
460 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
370 |
18,5 |
46 |
50-52 |
Италия |
3920 |
680 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
350 |
15,2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15770 |
450 |
68,0 |
72 |
63-67 |
США |
19300 |
742 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6450 |
496 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Теперь переходим к непосредственному рассмотрению становления и развития малого бизнеса в России и возникающих в связи с этим проблем.
Малый бизнес - разнородное и исторически обусловленное социально-экономическое явление, суть которого (не говоря уж о частных проявлениях) нельзя понять, а развитие - действенно регулировать в отрыве от этой специфики, от места и времени его формирования. При наличии общих генетических и видовых черт он имеет массу межстрановых и межрегиональных различий. Причем, если малый бизнес, скажем, в США и во Франции различается не столько количественно, сколько качественно (в том числе по социально-психологической мотивации), то, например, в Москве и в Московской области, в Республике Татарстан - и качественно, и количественно.
Сопоставляя малый бизнес в России и за рубежом, можно идентифицировать "западную" его модель как традиционную и позитивно оцениваемую обществом форму организации хозяйственной деятельности в любой отрасли экономики и социальной сферы с относительно небольшой численностью занятых и с минимальным административным аппаратом, основанную, как правило, на первоначальном привлечении заемного капитала.
"Западные" малые предприятия обычно узко специализированы, но сохраняют потенциал быстрого перепрофилирования; они часто работают в тесной кооперации с крупными фирмами и корпорациями, используя, в частности, выгоды современного посредничества в их материально-техническом обеспечении и в сбыте продукции, ориентированы в зависимости от производственной специализации на национальный, региональный, местный или мировой рынок и пользуются узаконенной поддержкой общегосударственных, региональных и местных властей[35].