рефераты по менеджменту

Особенности становления и развития предпринимательства в России и Республике Татарстан

Страница
8

Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет целью:

§ создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;

§ реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;

§ реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;

§ оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;

§ применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;

§ упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя;

§ снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:

§ поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;

§ интенсификацию инвестиционных процессов;

§ стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.

В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы государственной поддержки:

§ законодательное установление долгосрочных программ развития малого бизнеса;

§ включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.

В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса[20].

Особое место в государственной политике США уделяется развитию экспортных возможностей сектора предпринимательства. Для этого, был разработан ряд программ финансовой и технической поддержки экспортно-ориентированных предпринимательства. Вопросами развития экспортных возможностей предпринимательства занимаются 16 федеральных министерств и ведомств, в их числе: Комитет предпринимательства в Конгрессе США[21];

Наиболее широкими возможностями в поддержке и развитии в секторе предпринимательства обладает АМБ, в которой был создан Департамент международной торговли – OIT, координирующий деятельность всей инфраструктуры развития экспортных возможностей пре в вопросах методической, технической, финансовой и организационной помощи[22]. Общий объём экспортных кредитов АМБ по этим программам в 2003 г. составил $700 млн. Программа поддержки АМБ приведена в таблице 5 (См. Приложение).

Создание новых производств за рубежом требует крупных инвестиций и для этого Правительство США создало в 1971 г. «Корпорацию частных зарубежных инвестиций» - OPIC)[23]. Благодаря комплексной государственной поддержке, в течение ряда лет обеспечивается устойчивые темпы роста количества экспортно-ориентированных МП (на уровне 10-12% в год), при возрастании экспортных продаж примерно на 14-15%, тогда как рост экспорта США за последние 4 года удерживается на уровне 10-13%[24].

В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других.

Развитие инновационного и экспортного потенциала сектора малого и среднего бизнеса в Японии приведено в таблице 8[25] (См. Приложение).

Министерство экономики, торговли и промышленности Японии является разработчиком государственной стратегии развития экономики страны и, в частности, координирует всю национальную систему поддержки и развития предпринимательства. Последствия экономического спада, начавшегося после финансового кризиса в 1998 г. значительно ухудшили положения сектора малого и среднего бизнеса. В этой связи Правительство Японии и METI приняло ряд мер по оздоровлению национальной экономики и развитию малого и среднего бизнеса, особенно в сфере наукоемких и высокотехнологичных производств, обеспечивающих увеличение экспортного потенциала страны.

Для этого в 1999 г. были введены значительные изменения в "Основной закон о малом предпринимательстве", способствовавшие адаптации сектору малого и среднего бизнеса к существенным изменениям в экономике, связанным с революцией в информационных и высоких технологиях, глобализацией рынков и обострением конкуренции. В новой редакции закона, поднята роль сектора малого и среднего бизнеса как источника динамичного развития национальной экономики[26]. Приоритетными направлениями дальнейшего развития малого и среднего бизнеса являются поддержка инновационных и венчурных предприятий, совершенствование системы управления предприятиями и повышение их устойчивости для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках. Для коренной модернизации производственных малого и среднего бизнеса (переоснащение современны оборудованием и широкое применение новейших технологий, улучшение условий труда и др.) в 3,3 раз увеличен размер уставного капитала. При этом в сфере услуг размер предприятий вырос до 100 работников, а уставной капитал увеличился в 5 раз.

Для оживления совместной деятельности НИИ, университетов и предприятий частного бизнеса, работающих в области создания новых промышленных технологий были дополнительно выделены ¥72,2 млрд. бюджетных средств. С целью стимулирования создания при университетах дочерних предприятия для трансферта технологий в промышленность в 2004 г. увеличены ассигнования с ¥36,2 до ¥47,7 млрд. [27]

Это позволит через 3 года создать 1000 новых инновационных предприятий частного бизнеса. Ожидается, что в ближайшие 5 лет это позволит в 10 раз увеличить количество патентов выдаваемых в стране.

Значительную информационную, консультативную и техническую поддержку экспортерам оказывает государственная «Японская организация внешней торговли» . JETRO была создана в 1958 г. в целях продвижения японского экспорта на международные рынки. В настоящее время деятельность этой организации направлена, с одной стороны, на расширение зарубежных инвестиций в национальную экономику, а с другой стороны, на помощь японским предприятиям частного бизнеса в развитии их экспортного потенциала[28].

Уже в 2004 г. экспорт японских товаров и услуг, по сравнению с 2003 г., возрос на 20,3% достигнув уровня $565,15 млрд. [29]

В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту