Введение
В нашей жизни постоянно происходят удивительно большие перемены. Они касаются социально-политической жизни, экономики и каждого из нас.
Рынок предъявляет требования самостоятельно решать деловые проблемы, а это невозможно без знаний, умений, инициативы. Необходимо овладеть навыками использования экономических знаний на практике. И одну из ключевых ролей в этом играет менеджмент – управление в рыночных условиях.
Сегодня слово «менеджмент» знают все. В переводе с английского это слово звучит как «управление».
Хотя возникновение менеджмента относят к концу XIX века, роль его была осознана лишь в 30-е гг. XX века. К этому времени данная деятельность стала профессией.
Основоположником этой науки считается американский инженер и исследователь Фредерик У. Тейлор, а лидером – США, где насчитываются сотни школ бизнеса, тысячи консультативных фирм, более 70 периодических изданий по управлению и бизнесу.
Задачи менеджмента:
- обеспечение существования предприятия на рынке;
- обеспечение инноваций;
- уделять особое внимание уменьшению загрязнения окружающей среды и рациональному использованию материальных ресурсов;
-организовать работу коллектива, т.е. сформировать кадры, установить систему отношений между людьми, содействовать профессиональному росту персонала, повышать эффективность труда служащих.
К основным целям управления предприятием можно отнести:
- повышение эффективности хозяйствования;
- получение прибыли;
- удовлетворение потребностей рынка;
- решение социальных проблем и др.
Цель курсовой работы состоит в изучении внутренний среды предприятия при стратегическом планировании на примере действующего предприятия ООО Гостиница «Бурея».
Достижение поставленной цели курсовой работы обусловило необходимость решения следующих задач:
1.Изучение теоретического материала по внутренней среде организации и стратегическому планированию.
2. Анализ внутренней среды действующего предприятия ООО Гостиница «Бурея».
3.Выявление сильных и слабых сторон этого предприятия.
4.Составление рекомендаций по улучшению отдельных элементов внутренней среды предприятия ООО Гостиница «Бурея».
Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы.
Менеджер – это человек, занимающий постоянно управленческую должность и наделённый правом принимать решения по определённым видам деятельности организации. Специфика его труда в том, что задачи любого плана – производственные, экономические, технические социальные – он решает в основном в организационном порядке, воздействуя на людей, которые непосредственно должны решать эти задачи. Труд менеджера заключается в следующем: ставить цели, строить план действий, организовывать работу, заинтересовывать людей в её результатах, проверять, всё ли идет, как следует, предвидеть последствия своих решений.
Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы.
Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.
Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.
Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
Организация - это объединение группы людей с осознанными общими целями. Поэтому организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которые могут быть осуществлены только в процессе коллективной, совместной деятельности.
Цели- это конкретные конечные состояния или результаты, которых стремится достигнуть группа в процессе совместной работы. Цели разрабатываются руководством в ходе процесса планирования и сообщаются членам организации, что является важнейшим фактором координирования деятельности группы.
Организации различных типов ставят перед собой и различные цели. Так, организации, занимающиеся бизнесом, сосредотачивают внимание, прежде всего, на таких вопросах, как затраты и получаемая прибыль. Они, главным образом, ставят себе цели по рентабельности (прибыльности) и производительности.
С другой стороны, государственные учреждения, которые не являются коммерческими организациями, формулируют свои цели, например, как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений. Включаемые в формулировки этих целей этические представления и оценки социальной ответственности выражают в большей степени философию данной организации, чем конкретизацию результата.
Независимо от вида фирмы главными общими целями всех организаций будут те, что направлены на:
- выживание;
- прибыль;
- перспективы.
Эти три главные в жизни фирмы цели тесно связаны между собой, и менеджеры должны обеспечить из выполнение.
В каждом подразделении организации также необходима выработка своих целей. Например, целью подразделения маркетинга может стать сокращение количества жалоб потребителей на N% в следующем году. Цели сходных подразделений в различных организациях могут быть гораздо ближе друг другу, чем даже цели различных подразделений в рамках одной организации, поэтому особенно необходима их координация. Цели подразделений должны удовлетворять деятельности организации как целого, а не входить в противоречия с целями других подразделений.
Организационная структура управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для
выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.