рефераты по менеджменту

Основные черты, которыми должен обладать менеджер

Страница
4

ция труда и перспективы роста - основные изб возможных моти-

вов. Человек практического склада самореализуется в результа-

тах своего труда. При этом, конечно далеко не все рабочие

места предоставляют возможность распознать результат собст-

венного труда, он может полностью "потеряться" и обезличиться

в разделении труда. Есть виды трудовой деятельности, резуль-

таты которой не являются общественно признанным. В этих слу-

чаях на место непосредственного результата человеческой дея-

тельности ставится косвенный показатель - заработная плата.

Если же профессиональная деятельность вообще не предос-

тавляет возможности оценить значимость собственного труда,

то чаще всего приводит к поведению, закодированному на "ре-

шетке", как 1.1., и к переносу сферы интересов в личную

жизнь: хобби, спорт или алкоголь.

Стиль управления 9.9. состоит в умении так построить ра-

боту, чтобы сотрудники видели в ней возможности самореализа-

ции и подтверждения собственной значимости. Если же при этом

будут еще и созданы условия работы, позволяющие им наилучшим

образом использовать свои возможности, то идеал позиции 9.9

кажется не таким уж недосягаемым.

Вопросам определения комплекса знаний, умений, личных и

деловых качеств, которыми должны обладать менеджеры, уделяет-

ся большое внимание. Многие ученые, представители различных

школ, занимающиеся разработкой методов и форм управления про-

изводством, пытались сформулировать основные требования, ко-

торым должен удовлетворять идеальный менеджер.

Однако некоторые специалисты высказывают сомнение, что

сформулировать такие конкретные требования практически невоз-

можно. Например, польский профессор Е. Старосьяк считает, что

требования к качеству менеджеров не могут быть одинаковыми

при всех условиях, а зависят от уровня среды, в которой ме-

неджеру приходится работать. Обосновывая свое мнение, Е. Ста-

росьяк отмечает, что в среде со слабыми моральными устоями

или примитивной в культурном отношении успехов может добиться

менеджер, пользующийся такими методами, которые в иных усло-

виях можно было бы назвать "грубыми". В среде с высоким куль-

турным уровнем тот же самый организатор, применяя те же самые

методы, может встретить неодобрение, а его усилия будут под-

держаны.

Однако большинство специалистов все же считают, что не-

льзя общие требования к менеджерам ставить в непосредствен-

ную зависимость от условий работы на предприятиях. Ведь усло-

вия работы в процессе развития предприятия могут и должны из-

меняться, и поэтому, очевидно, менеджеру необходимо иметь

способность менять методы и стиль руководства в зависимости

от создающихся условий. В этом-то заключается, в частности,

способность менеджера при любых условиях успешно управлять

производством. Следовательно, как считают многие ученые, об-

щие требования к знаниям, умениям, деловым и личным качествам

менеджеров могут быть сформулированы, однако конкретные тре-

бования, конечно, будут отличаться для менеджеров разного

уровня.

Разграничивая понятия - знание, умение, деловые и личные

качества, можно примерно так определить разницу между ними.

Знания служат для того, чтобы знать, что делать; умения и на-

выки дают возможность знать, как сделать; деловые и личные

качества обеспечивают знание обстановки, правильную оценку,

уверенность в принятии решений и энергичные действия по реа-

лизации принятых решений.

Чтобы квалифицированно управлять производством, менедже-

ру необходимо иметь соответствующие занимаемой должности зна-

ния в области техники, экономики, организации производства и

управления.

Знания должны быть не только теоретическими, но и прак-

тическими, полученными в процессе работы на производстве.

Общий объем комплекса теоретических и практических знаний и

соответствие знаний в различных областях науки и техники,

экономики, организации производства и управления, требующихся

для осуществления квалифицированного руководства, зависит от

тех функций управления, которые выполняет менеджер.

Чем крупнее подразделение, тем большим общим комплексом

знаний он должен обладать. Объем необходимых менеджеру знаний

в различных областях науки зависит от того, каким участком

производства он управляет. Так, для руководителей технических

служб наиболее важным является наличие у них глубоких техни-

ческих знаний, для начальников цехов - знаний организации

производства и управления. Однако и тем и другим руководите-

лям необходимо иметь достаточные экономические знания.

Практика показывает, что не все даже высококвалифициро-

ванные специалисты, обладающие соответствующими знаниями, мо-

гут успешно руководить производством. Менеджеру необходимо

иметь организаторские способности. Ведь управление произ-

водством заключается прежде всего в руководстве людьми, кол-

лективом предприятия или его подразделений.

Интересны высказывания по этому поводу А. Файоля. Значе-

ние разных способностей (а соответственно и знаний) менедже-

ров для выполнения разного вида работ он изобразил графически

(см. рисунок ниже). А. Файоль считает, что чем выше ранг ме-

неджера, тем большее значение для него имеют административные

способности. Роль технических способностей при этом уменьша-

ется.

С такой точкой зрения сегодня согласны большинство специ-

алистов в области менеджмента. Любой самый талантливый и ра-

ботоспособный менеджер не сможет добиться успеха, если он не

умеет правильно организовать и спланировать свою работу, со-

четать оперативное руководство производством с работой над

перспективными вопросами. Менеджеру надо иметь способности

предвидеть будущее, не успокаиваться на достигнутом, изыски-

вать новые возможности и резервы, постоянно ставить перед

Рабочий 10% 85% 5%

-----------------------------------------

Мастер 25% 60% 15%

-----------------------------------------

Старший 30% 45% 25%

мастер -----------------------------------------

Начальник 40% 30% 30%

цеха -----------------------------------------

Технический 35% 30% 35%

руководитель -----------------------------------------

Директор 45% 15% 40%

-----------------------------------------

Генеральный 40% 10% 50%

директор -----------------------------------------

Экономические Технические Админист-

ративные

коллективом новые напряженные, но реальные задачи по развитию

и совершенствованию производства.

Оперативное руководство производством заключается в уме-

нии менеджера быстро найти и принять конкретное решение раз-

личных задач, постоянно возникающих в процессе производства.

Задержка в решении текущих вопросов неизбежно приводит к на-

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту