вания тоже в значительной мере опираются на самоконтроль, по-
литику открытых дверей, перераспределение ресурсов независи-
мо от соображений внутрикорпоративной политики. Все это по-
рождает важнейшую внутреннюю сосредоточенность - сосредото-
ченность на людях.
Но невозможно достичь успеха без выдающихся менеджеров,
способных повести за собой людей. Как ведет себя идеальный
менеджер? В чем состоит цель обучения управляющих? Эти вопро-
сы люди начали задавать себе не сегодня, хотя как ни странно,
и сейчас они остаются столь же актуальными, как и в конце
60-х годов, когда и Америка и Европа переживали настоящий бум
менеджмента.
В школах бизнеса и университетах сформировалось два
крупнейших направления. Первое было ориентированы на расчеты,
оно видело в количественных методах управления предприятием,
направленных на получение оптимальных объемов прибыли, задачи
каждого хорошего управляющего. Победное шествие компьютеров
укрепило эти представления. Управляющие информационные систе-
мы могут обрабатывать миллионы цифр, находить нужные комбина-
ции и сигнализировать и вариантах решений, являющихся с боль-
шей вероятностью оптимальными. Это направление менеджмента и
сейчас актуально.
Другая школа видела истоки решаемых проблем не в цифрах,
а в людях, труд которых лежит в основе всех результатов. Ее
представители считают важным разгадать загадки того или иного
поведения людей в рамках организации и выявить, когда и при
каких условиях люди работают наиболее эффективно или, наобо-
рот, что отвращает их от работы и вызывает апатию. Централь-
ным понятием стала мотивация. Такой позиции придерживаются
представители уже знакомой "поведенческой школы".
Один из исследователей этой проблемы шел свершенно осо-
бым путем, но он до сих пор оказывает очень серьезное влияние
на процесс обучения управляющих. Речь идет о профессоре Ро-
берте Блейке и его "решетке" менеджмента.
Что такое "решетка" менеджмента? Каждый управляющий дол-
жен знать свою "решетку", она поможет иметь правильную ориен-
тировку, четче определить квалификацию. Р. Блейк и его сот-
рудница Джейн С. Мутон уже давно, до получивших сегодня приз-
нания идей "гуманизации", пришли к выводу, что любой резуль-
тат достигается в "силовом поле" между производством и чело-
веком. Первая "силовая линия" ведет к максимальному об[ему
производства, выражающемуся в разнообразных формах товаров и
услуг. Постоянными целями здесь, в частности, являются макси-
мально высокий объем прибыли, снижение издержек производства
и т. п. Если при этом попытаться повысить производительность
любой ценой без оглядки на сотрудников, то это может привести
к плачевным результатам. Вторая "силовая линия" направлена на
человека. Она нацелена на то, чтобы условия труда в наиболь-
шей степени отвечали его потребностям и желаниям. Хорошее са-
мочувствие и удовлетворение работой - вот вторая цель.
Между этими двумя силовыми линиями есть определенное
противоречие. При этом образуется некое "поле" (см. рисунок).
Блейк и Мутон выделили по девять градаций на каждой силовой
¦
у ¦
к ¦
е 9+ 9.1. Заинтересованное 9.9. Высокие результаты
в ¦ внимание к человеческим получают заинтересован-
о 8+ нуждам создает дружест- ные сотрудники, пресле-
л ¦ венную атмосферу и соответ- дующие общую цель
е 7+ ствующий темп производства
ч ¦
6+
к ¦
5+ 5.5. Удовлетворительные результаты,
е ¦ средняя удовлетворенность работой,
н 4+ склонность к компромиссам и традициям
и ¦ тормозят развитие оптимистического
а 3+ взгляда
м ¦
и 2+
н ¦ 1.1. Минимальное внимание 9.1. Достигается крупный произ-
В 1+ к результатам производства водстственный результат без
¦ человеку внимания к человеку
L----+----+----+----+----+----+----+----+----+-
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Внимание к производству
линии, что позволило определить пять характерных типов управ-
ленческого поведения, каждый из которых может быть обозначен
цифрами.
Например, код 9.1 обозначает "жесткий" курс администра-
тора, для которого производственный результат - все, а чело-
век - в лучшем случае, исполнитель, а по существу, никто.
Управляющий типа 9.1 - плохой руководитель. Его противополож-
ность - руководитель, ориентированный на тип управления 1.9.
Этот стиль управления ставит на первое место человеческие от-
ношения, производительность оказывается на втором плане. Де-
визом становится утверждение, что на предприятии надо остава-
ться "человеком". Не упускается возможность просто поболтать
за чашечкой кофе, поделиться своими сомнениями. Если при
этом не отрабатывается содержание, то груз перекладывается
на других. Руководитель типа 1.9 также оказывается неподходя-
щим.
Обратимся к центру решетки. Управляющие, соответствующие
этому положению, стремятся к надежному среднему уровню, х
удовлетворяет и средний результат. Их девиз: "Не хватать
звезд с неба". Не слишком высокого мнения они и об успехах
"гуманизации". Волшебная формула - компромисс. И "жесткие", и
"мягкие" руководители перегибают палку - нужна золотая сере-
дина. Однако результаты решетки позволяют оценить результаты
и такого управления: 50% возможного при половинной заинтере-
сованности в труде.
Следующий тип управляющего - 1.1. Эти люди ни к чему не
стремятся - ни к производственным результатам, ни к установ-
лению гуманных условий производства. Возможно ли, чтобы такие
люди занимали руководящие посты? Вряд ли. Но подобное отноше-
ние встречается и со стороны обычных сотрудников: работать
так, чтобы не быть уволенным и не заботиться ни о ком и ни о
чем. При этом социальные требования и приемы, позволяющие
полностью использовать услуги социальной сферы, хорошо из-
вестны этому кругу лиц. Справедливости ради отметим, что по-
добное отношение чаще всего является реакцией на неправильный
стиль управления, обозначенный 9.1. Во-первых, давление вызы-
вает противодействие, а во-вторых, почему, собственно, надо
быть гуманнее своего шефа - он-то ни во что не ставит своих
сотрудников.
А теперь идеал: наивысшие результаты при максимальном
учете потребности людей. Достижим ли он? Блейк, Мутон и дру-
гие сторонники "решетки" менеджмента убеждены в том, что не
только можно, но и нужно его его достигать. Ключ к этому - в
реальных человеческих потребностях, которые состоят в ничего-
неделаньи, не в совместном чаепитии илипроведении свободного
времени, а в мотивациях. Как эмпирически доказал американский
психолог Ф. Херцбер, успех, признание, оптимальная организа-