Из всех действий по управлению персоналом, начиная с приема сотрудника на работу и кончая уходом его из организации, до половины и более времени менеджера тратится на групповые виды деятельности.
Каждая группа состоит из общности отдельных индивидов, которые пытаются решить свои проблемы и достичь собственных целей посредством вхождения в группу. С другой стороны, вхождение в группу накладывает определенные обязательства и ограничения на отдельных членов этой группы (табл. 1).
Таблица 1
Характерные черты вхождения индивида в группу
№ п/п |
Описание |
1 |
2 |
1. |
Люди в группах находятся в состоянии постоянной взаимозависимости |
2. |
Члены одной группы имеют общие нормы и преследуют общие цели |
3. |
Группы имеют общие функции, поскольку потребности отдельных членов группы всегда можно привести к общему знаменателю, и, в то же время они специализированы, т.е. функции каждой отдельной группы имеют противоположный характер |
4. |
Индивиды участвуют во многих группах. Существуют постоянные, временные и случайные группы |
5. |
Некоторые группы являются свободными. Некоторые являются обязательными - по условиям вступления в них |
6. |
Рабочие группы могут быть формальными и неформальными |
7. |
Существует трудность воздействия на нормы поведения в группах |
8. |
Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заставить их соответствовать нормам группы |
9. |
Группы в целом порождают меньше идей, чем отдельные члены группы, однако группы дают лучшие идеи, чем отдельные члены группы |
10. |
Группы принимают более рискованные решения, чем отдельные члены группы |
11. |
Конфликт между группами и внутри группы – естественное явление. Могут быть: личные конфликты, конфликты принадлежности, межгрупповые, социальные конфликты |
Поведение людей, личностей – это реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения своих потребностей. Целью поведения является изменение ситуации. Когда цель не достигнута и ситуацию изменить не удается, наступает состояние, которое приводит к новым действиям. Мотивационное воздействие не просто побуждает работника совершать определенные конкретные действия, но индуцирует в нем привычный стереотип – предпринимать в кооперации с другими работниками любые действия, уместные для достижения собственных целей и целей организации (рис. 1).
Рис. 1. Основные факторы эффективности группы
Чтобы быть результативной, группа должна обладать определенным уровнем опыта. Кроме того, группе необходимы члены, которые могут делать разнообразные вклады в решение возложенных на группу задач (табл. 2).
Таблица 2
Распределение ролей в группе
Тип |
Типичные черты |
Положительные качества |
Допустимые недостатки | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
Администратор |
Консервативен, обязателен, предсказуем |
Организаторские способности, практический здравый ум, высокая работоспособность, самодисциплина |
Недостаточная гибкость, отсутствие реакции на предложенные идеи | |||
«Председатель» (формальный или неформальный лидер) |
Спокойный, уверенный в себе, сдержанный |
Умение работать с людьми и приветствовать их достижения и заслуги, четкое обозначение целей |
С точки зрения интеллекта и творческих способностей как у обычного человека | |||
«Приводящий в действие» (часто формальный лидер) |
Взвинченный, беспокойный, динамичный |
Стремление и готовность бросить вызов инерционности, бездеятельности, самодовольству и самообману |
Склонность к раздражению и нетерпеливости | |||
Мыслитель (человек идей) |
Индивидуалист, серьезный, неортодоксальный |
Одаренность, воображение, интеллект, знание |
Рассеянность и витание в облаках, склонность не замечать практические детали или указания | |||
«Исследователь ресурсов» |
Экстраверт, восторженный, любопытный, общительный |
Умение сходиться с людьми и исследовать все новое, реагировать на поставленную проблему |
Склонность терять интерес к работе как только проходит увлеченность | |||
«Оценивающий» |
Рассудительный, хладнокровный |
Рассудительность, благоразумие, практичность |
Нехватка вдохновения или способности стимулировать других | |||
«Душа команды» |
Социально ориентированный, чувствительный, довольно мягкий |
Умение адекватно реагировать на людей и ситуации, способность поддерживать дух коллективизма |
Нерешительность в критические моменты | |||
«Доводящий до конца» |
Старательный, организованный, добросовестный, обеспокоенный |
Умение доводить дело до конца, стремление к качественному выполнению задач |
Свойство волноваться из-за пустяков, неумение не вмешиваться в чужие дела | |||