рефераты по менеджменту

Поведение личности в группах. Этика деловых отношений

Страница
2

Современное состояние управления требует от руководителя большой эмоциональной зрелости, проницательности, основанной на знании структуры личности, групп и коллективов.

Среда, в которой оказывается работник придя в организацию, есть сочетание тесно переплетенных формальных и неформальных воздействий. Это является основой формирования климата внутри организации (рис. 2).

Рис. 2. Механизм образования формальных и неформальных организаций

Под формальной организацией понимается система взаимосвязей и отношений, которая намеренно и на законных основаниях планируется для членов организации.

Почти всегда реальные стереотипы поведения и отношения членов организации отходят от формального плана организации. Действительная модель может отличаться от формального плана по двум причинам:

1. Формальный план может быть неполным.

2. Некоторые моменты действительной модели поведения могут находиться в противоречии с планом. Тогда и возникает неформальная организация. Под неформальной организацией понимается полная модель реального поведения (действительный образ действий членов организации) насколько оно не совпадает с формальным планом.

Наиболее типичные психологические причины вступления людей в неформальные организации отражает рис. 3.

Рис. 3. Причины вступления людей в неформальные организации

Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали.

Неформальная организация в силу своей относительной особенности может выполнять как негативную функцию, так и позитивную. Задача управления заключается в том, чтобы создать такие условия, когда неформальная организация работала бы на достижение целей организации в тесном контакте с формальной организацией. Это возможно только в том случае, если менеджер не будет воспринимать неформальную организацию как «чуждый элемент», а постарается направить ее ресурсы в конструктивное русло. Это возможно только при взаимодействии управления с неформальной организацией (рис. 4).

Рис. 4. Управление неформальной организацией

Неформальные организации могут быть похожими и непохожими на формальные организации. Поэтому можно выделить ряд признаков неформальных организаций (рис. 5).

Рис. 5. Характеристики неформальных организаций

В процессе управления персоналом организации можно выделить несколько видов руководства – директивный, демократический и попустительский.

Попустительский вид (по выражению К.Левина) «оказался самым плохим во всех отношениях». Но этот стиль имеет место в областях где только формируются навыки межличностных отношений и отбора руководителей. Наибольшее же распространение получили директивный и демократический виды управления (табл. 3) .

Таблица 3

Сравнительная оценка моделей управления

Операции

Директивная модель

Демократическая модель

Информация

Руководитель собирает информацию для личного пользования

Руководитель информирует подчиненных и получает информацию от них

Оценка

Руководитель оценивает сам или прибегает к помощи экспертов

Руководитель узнает мнение подчиненных и обменивается с ними точками зрения

Решение

Руководитель вырабатывает решение один или же с помощью своего начальства

Руководитель вырабатывает решение совместно с подчиненными

Ясность

Приказы и распоряжения ясные, четкие, краткие. Передаются от руководителя к подчиненным  

Обсуждение, разрешаются замечания. Ясность является результатом общего обсуждения

Принятие

Применение санкций, авторитет, компетентность, пример руководителя, убеждение

Принятие решения обеспечивается участием в обмене информацией, консультациях и обсуждении решения

Взаимодействие

Разделение труда. Общий план имеется только у руководителя. Арбитраж пограничных конфликтов

Общая цель. Каждый знает свою работу и работу других

Контроль

Непрерывное наблюдение

Контроль решения и результата. Самоконтроль группы в ходе выполнения задания

В любом случае модель управления можно представить в следующем виде (рис. 6).

Рис. 6. Процесс принятия решений в области управления персоналом

Под этикой понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеют некоторые отличительные особенности. В процессе профессиональной деятельности следует учитывать закономерности, определяющие особенности межличностных взаимоотношений (рис. 7).

Рис. 7. Закономерности межличностных отношений

Как правило, общение руководителя с подчиненными носит эпизодический характер. Здесь уровень этических отношений целиком зависит от личных качеств руководителя – его интеллекта, нравственных установок, знаний в области психологии, культурного и общеобразовательного уровня, характера и т.п., поскольку подчиненный играет пассивную роль (оставляя свое мнение при себе – «про запас»). В таком общении допускаются даже фамильярные отношения (без свидетелей), когда руководитель и подчиненный давно знают друг друга и находятся в товарищеских, доброжелательных отношениях.

В основном общение руководителя с сотрудниками происходит во время проведения бесед в группах, производственных совещаниях, обсуждении общих проблем по выполнению задач, поставленных перед коллективом и т.д.

Производственные совещания носят регулярный характер – один раз в месяц, неделю. Это позволяет правильно спланировать свое рабочее время и заранее подготовить выносимые на обсуждение вопросы.Технология организации деловых совещаний приведена на рис. 8.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту