Для улучшения своей конкурентной позиции относительно ЗАО «Комстар» (Конкурент №1) и ЗАО «ЗЕБРА ТЕЛЕКОМ» (Конкурент №2) предприятию «Уфа -online» в первую очередь следует обратить внимание на проблему маркетинга (целесообразна организация в рамках предприятия системы мониторинга общественного мнения (реальных и потенциальных потребителей) или использование независимой консультационной поддержки в интересах получения информации, необходимой для прогнозирования спроса, планирования развития, сбыта; активизация рекламной деятельности и связей с общественностью, что также повлияет на увеличение объема реализации услуг); затем необходимо улучшить менеджмент на предприятии (возможно, за счет организации системы повышения квалификации персонала (в том числе совершенствование профессиональных качеств высшего руководства) и формирования корпоративной культуры, что создаст благоприятную среду для проявления инициативности сотрудниками, раскрытия их творческого потенциала в интересах достижения целей организации). Следующими по важности относительно Конкурента №1, согласно профилю КП, являются проблемы дальнейшего снижения стоимости услуг для потребителей, совершенствования качества сервисного обслуживания и услуг Интернет - доступа. Напротив, как уже отмечалось перед Конкурентом №2 предприятие имеет значительные конкурентные преимущества в области ценовой политики.
Для формирования продуктовой стратегии компании можно воспользоваться построением матрицы Бостонской консультационной группы (БКГ). В ассортименте услуг компании существует 7 наиболее популярных (продаваемых) продукта, для которых и будет формироваться стратегия. Исходные данные для построения матрицы БКГ рассчитаны и приведены в таблице (показатель доли находим как отношение объема продаж определенного продукта к общему объему реализации услуг компании, умноженному на 100%).
Таблица 2.7
№ п/п |
Услуга |
Объем продаж/ количество пользователей |
Доля рынка, 2003 год, % | ||
2002 год |
2003 год |
Предприятие |
Конкурент №1 | ||
1 |
Доступ в Интернет по коммутируемым линиям |
10293 |
8021 |
30 |
14 |
2 |
Подключение к серверу через Dial-up |
124 |
36 |
0,3 |
2,0 |
3 |
Доступ в Интернет по технологии xDSL |
704 |
5523 |
29 |
25 |
4 |
Доступ в Интернет по спутниковому каналу |
156 |
609 |
6 |
4 |
5 |
Доступ в Интернет по радиорелейной линии |
369 |
1914 |
10 |
25 |
6 |
IP-телефония |
280 |
548 |
5 |
5 |
7 |
Хостинг |
187 |
456 |
4 |
2,5 |
Сумма: |
13585 |
21455 |
На основе этих данных определяем темпы роста, относительную долю рынка (ОДР) и долю продуктов в общем объеме реализации услуг предприятия (таблица) для дальнейшего построения матрицы БКГ и формирования продуктовой стратегии предприятия.
Таблица 2.8
Показатели |
№ услуги (согласно перечню продуктов в таблице) | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
Темпы роста рынка |
0,78 |
0,29 |
7,84 |
5,9 |
6,19 |
1,96 |
2,4 |
2,75 |
Относительная доля рынка |
2,14 |
0,15 |
1,16 |
1,5 |
0,4 |
1,0 |
1,6 |
1,26 |
Доля продукта в общем объеме реализации предприятия |
37,43 |
1,68 |
25,7 |
2,83 |
8,92 |
2,55 |
2,1 |
20,2 |
Определяем центральную линию матрицы БКГ, для чего находим середину интервала максимального и минимального значений ОДР : (2,14– 0,15) : 2 = 0,99.
Матрица БКГ для услуг компании «Уфа -online», 2003 год
На основе матрицы БКГ определю следующие стратегии развития (деловые стратегии) продуктов:
Продукты 1, 8, 7, 6 располагаются в секторе «дойная корова» матрицы БКГ. Услуги доступа в Интернет по коммутируемым линиям (подключенные пользователи) (1) и аренда программных продуктов (8) дают значительные положительные потоки прибыли. Но темпы роста рынка услуги коммутируемого доступа в Интернет стремительно сокращаются, что дает основания говорить о вероятности уменьшения доли рынка данной услуги в 2006 г., т.к. многие пользователи переходят к более качественным и удобным способам доступа в Интернет (переподключение). Поэтому относительно услуги 1 целесообразно придерживаться стратегии получения максимально возможной прибыли от предоставления коммутированного доступа в Интернет оставшимся пользователям и вкладывать инвестиции в развитие услуг – «звезд». Относительно услуги 8 следует придерживаться стратегии удержания рынков с сохранением существующей доли рынка. Услуги IP-телефонии (6) и хостинга (7) имеют меньшие объемы реализации, но также занимают значительную долю рынка и являются перспективными в отношении прибыльности.