В стратегическом управлении наиболее часто используется метод анализа среды организации, получивший название SWOT-анализ. Применяя этот метод, удается установить линии связи между силой и слабостью и внешними угрозами и возможностями. Такие связи в дальнейшем используются для разработки стратегии.
В процессе выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Для успешного применения SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
матрицах возможностей и угроз.
Для компании ЗАО «Микояновский мясокомбинат» после проведенного анализа наиболее значимыми и вероятными оказались возможности расширения доли рынка, расширение ассортимента и разработка нового направления по продаже сопутствующих товаров.
Сильные стороны ЗАО «Микояновский мясокомбинат»:
- широкий ассортимент продукции;
- высокий контроль качества;
- новейшее оборудование;
- сильный аппарат управления;
- хорошая мотивация персонала;
- высокая заработная плата.
Слабые стороны ЗАО «Микояновский мясокомбинат»:
- высокий уровень цен;
- нехватка квалифицированных рабочих;
- слабый маркетинг.
Угрозы со стороны окружающей среды:
- появление новых конкурентов;
- рост темпов инфляции;
- скачки курсов валют;
- сильная зависимость от инвесторов.
- финансово-экономический кризис
Возможности СП «Микояновский мясокомбинат»:
- дальнейшее расширение;
- привлечение иностранного капитала;
- появление новых поставщиков.
3.4. Характеристика стратегии развития предприятия.
Разрабатываемая стратегия должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз.
Таки образом, рассмотрев возможности компании ЗАО «Микояновский мясокомбинат», его слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить стратегию фирмы, при этом опираясь на цели организации.
Так как компания работает на развитом рынке с сильной конкуренцией, то для нее наилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка, с последующей вертикальной интеграцией вверх.
4.1. Построение «Дерева целей» стратегии развития предприятия.
4.2. Моделирование процессов принятие решений на основе структурированных задач «Дерева целей».
К сильно структурированным задачам относятся задачи каждой подсистемы из всех перечисленных в дереве целей. К примеру, финансово-экономическая и бухгалтерская подсистемы выполняют задачу оптимизации финансовой деятельности, структура которой состоит в расчете системы премирования работников, ежемесячном составлении планов работ и контроле их выполнения, а также, ведении пошаговых внешних финансовых отчетностей в ходе производственного процесса.
К задачам слабоструктурированным для данного предприятия относятся задачи конкретные одной из подсистем. К примеру, задача подсистемы отдела кадров (проведение политики повышения производительности труда) структурирована в систему премирования кадров.
К задачам не структурированным относятся задачи всех подсистем в отдельности. Задача производственной группы – снижение издержек производственного процесса – не структурирована.
4.3. Характеристика изменений в организационной структуре управления в связи с мероприятиями, направленными на достижение стратегических целей.
Факторы, вызывающие необходимость организованных преобразований:
- значительное увеличение количества рабочих;
- расширение масштабов производства;
- наличие более квалифицированных работников.
4.4. Подготовка предложений по работе с управленческими кадрами.
Для того чтобы заинтересовать всех работающих в реализации стратегии предприятия требуется дополнительные системы премирования, подготовка и переподготовка кадров.
Требуется стимулирование работников к достижению наилучших результатов. С целью достижения стратегий развития.
Работники, участвующие в проведении мероприятий по совершенствованию технологии, получают одноразовое вознаграждение в размере минимальной заработной платы. Ежегодно в лечебницах страны за счет предприятия восстанавливают свое здоровье более 200 человек.
5.1. Обоснование целесообразности выбранных направлений повышения эффективности работы предприятия.
После того как руководство сопоставит внешние угрозы и возможности с внутренними силами и слабостями, оно может определить стратегию, которой и будет следовать.
Имеется множество вариантов стратегических альтернатив, одну из которых может выбрать организация. К основным четырём альтернативам относятся ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трёх стратегий.
Целью является выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Стратегический выбор должен быть определённым и однозначным. При этом определяют положение отрасли, положение фирмы и ассортимент продукции.
5.2. Обоснование целесообразности предложений по повышению эффективности работы предприятия.
Мероприятия по реализации проекта | Методы осуществления мероприятий | Достигаемые цели | Показатели эффективности, характеризующие результат |
1. Привлечение инвестиций | 1. Презентация проекта потенциальным инвесторам 2. Рассылка копий проекта потенциальным инвесторам через интернет
| Дополнительный капитал | Формирования резервного капитала |
2. Помощь со стороны государства |
1. Снижение налогов 2. Предоставление льгот | Снижение издержек | Увеличения прибыли |
3. Привлечение дополнительной рабочей силы |
1. Помещение объявлений в телевидения, газеты, радио и т. д. 2. Агитации студентов мясоперерабатывающей промышленности
| Увеличение числа работников | Повышение производитель- ности труда |
4. Организация управления процессом | 1. Стимулиров-е стремления к дальнейшему обеспечению работников 2. Повышение квалификаций
| Получение более квалифицированных рабочих без привлечения новых | Снижение затрат времени на выполнение работ, следовательно повышение объемов производства |