5.3. Экономическая эффективность работ по реализации стратегии развития предприятия.
Эффективность предприятия — это экономическая категория, выражающая результативность его деятельности. Основные виды эффективности — экономическая, социальная, экологическая. Затраты на хозяйственные, социальные и экологические нужды, на инновационные и инвестиционные проекты в конечном итоге отражаются в финансовой отчетности предприятия. В ней представлены также конечные экономические результаты, на которые оказывают влияние социальные, экологические, внешние и внутренние факторы, а также инновации и инвестиции. Следовательно, понятие экономической эффективности предприятия представляет собой совокупную результативность субъекта хозяйствования по всем направлениям деятельности.
Экономическая эффективность предприятия как показатель характеризуется соотношением результата и затрат. Для ее количественной оценки применяются частные и обобщающие показатели. Частные показатели свидетельствуют об эффективности использования отдельного ресурса и результативности каждого конкретного продукта, а обобщающие дают представление об эффективности всех ресурсов или продуктов, а также о результативности предприятия как единого целого. Ранжирование частных и обобщающих показателей дает возможность выделить наиболее важные и менее значимые.
Краткосрочная эффективность – к нему относится оценка качества продукции. Она осуществляется на основе сертификации. Госстандарт России дает письменную гарантию, что продукция или услуга предприятия «Микояновский мясокомбинат», соответствует заданным требованиям.
Среднесрочные критерии – к нему относится конкурентоспособность товара. Он предполагает сопоставление продукции компании «Микояновский мясокомбинат» с ее конкурентоспособными аналогами.
Рекомендуемая схема методики оценки потенциальных конкурентных преимуществ предприятия
Повышение качества отечественной продукции должно рассматриваться как одно из направлений повышения конкурентоспособности отечественной промышленной продукции. Предприятиям необходимо разрабатывать и реализовывать специальные инновационные программы в области повышения качества изделий. Задачи повышения конкурентоспособности должны решаться на основе оптимизации показателей цены и качества в ходе реализации комплексной стратегии хозяйственного развития.
Целесообразным представляется использование в ходе анализа показателей конкурентоспособности следующего метода. Потребительским и экономическим параметрам присваиваются весовые значения, составляющие в сумме единицу по каждой группе параметров. Далее определяют параметрический индекс по каждому параметру - отношение значений параметра товара и образца.
После определения параметрических индексов рассчитываются сводные индексы конкурентоспособности по потребительским и экономическим параметрам.
Сводный индекс по потребительским параметрам может быть определен по формуле:
,
где: n - число анализируемых параметров; aj - вес j-го параметра (параметрического индекса); bj - значение параметрического индекса j-го параметра.
Сводный индекс по экономическим параметрам может быть определен так:
,
где: m - число анализируемых параметров; - вес i-го параметра (параметрического индекса); - значение параметрического индекса i-го параметра.
Интегральный показатель относительной конкурентоспособности продукции определяется следующим соотношением:
Если К >1, то анализируемая продукция превосходит по конкурентоспособности образец; если К <1 - уступает; если К = 1 - находится на одинаковом уровне.
Задачи повышения К состоят в целенаправленном увеличении Jp и уменьшении , т.е. в улучшении соответствующих потребительских и экономических характеристик продукции. Нужно отметить необходимость учета того обстоятельства, что значимость отдельных показателей (параметров) конкурентоспособности будет разной для разных сегментов рынка.
Кроме исследования конкурентоспособности товара на основе сравнения его потребительских и экономических характеристик с соответствующими характеристиками товара-конкурента, могут сравниваться также и показатели оказываемых услуг: сервисного обслуживания, условий продажи, инжиниринга, надежности поставки и т.д. В этом случае можно говорить уже не о конкурентоспособности товара, а о сравнении эффективности деятельности предприятия и конкурентов. Такая оценка может быть представлена по отдельным видам услуг в виде таблицы:
Таблица
Сравнительная эффективность деятельности предприятия
и его конкурентов по оказанию сопряженных услуг
Конкуренты |
Показатели оказываемых услуг | ||||
Уровень сервисного обслуживания и ремонта |
Качество монтажных работ |
Точное соответствие требованиям поставки |
Качество инжиниринга |
Подготовка эксплуатационников | |
Конкурент 1 |
0 |
0 |
0 |
-1 |
0 |
Конкурент 2 |
+1 |
-3 |
+1 |
+1 |
0 |
Конкурент 3 |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
-1 |
Конкурент 4 |
+1 |
+2 |
-2 |
0 |
+3 |
Сопоставление может осуществляться по бальной системе. Баллы: лучше, чем услуги, оказываемые предприятием - от 0 до +3; аналогично предприятию - 0; хуже, чем услуги предприятия - от 0 до -3.
Методы оценки состояния рыночных позиций должны основываться на идее рассмотрения процессов закрепления на рынке в динамике. Теоретической базой этих методов может служить концепция жизненного цикла продукции.