Введение
Тема данной контрольной работы: Правовое обеспечение защиты прав и интересов потребителей.
Фундаментальные знания в области защиты прав потребителей необходимо иметь всем гражданам, так как все мы являемся потребителями в любом случае. Это и обуславливает актуальность данной темы.
Целью является ознакомление с основами защиты прав и интересов потребителей. Для достижения данной цели, можно выделить несколько задач:
- дать историческую справку.
- перечисление органов, осуществляющих защиту прав и интересов потребителей, а также адрес в нашем городе.
- ознакомление с нормативно-правовой базой в области защиты прав и интересов потребителей.
- выяснение ответственность за нарушение прав и интересов потребителей.
- рассмотрение примеров о нарушении прав потребителей.
- выявление недостатков в действующем законодательстве.
Информационной базой для написания работы явились периодические издания, такие как: «Законность», учебники и нормативно-правовые документы.
Историческая справка
Защита прав потребителей – понятие, сравнительно недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права.
Первой серьезной попыткой комплексного решения вопросов оптимизации правового регулирования в области охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей».
Начало реализации фундаментальных прав потребителя было положено с принятием Закона СССР от 22 мая 1991 г. «О защите прав потребителей», который, однако, в связи с распадом СССР так и не вступил в силу.
Важно отметить, что и после распада СССР союзный закон о защите прав потребителей оставался моделью для законодателя отдельных стран-членов СНГ. В частности, для закона Российской федерации от 7 февраля 1992 г., а также его редакции от 9 января 1996 г. № 3-Ф3.
Экономическая реформа значительно расширяет рынок оказания потребительских услуг, что в современных условиях, к сожалению, сопровождается такими негативными явлениями, как обман потребителей, продажа фальсифицированной, а подчас и опасной для здоровья людей продукции и лекарственных препаратов, а также повсеместное оказание некачественных услуг.
Особую роль в защите прав потребителей играют органы прокуратуры. Реагируя на новые условия хозяйствования, прокуроры проводят проверки по поводу нарушений прав потребителей в различных областях оказания услуг: общественного питания; бытового, туристического, наземного транспортного обслуживания населения; жилищно-коммунального хозяйства; охраны здоровья населения; предоставления социальных льгот определенным категориям населения; поставки продукции; предоставления населению телефонной и радиосвязи; получения образования и др.
Особое внимание уделяется надзору за деятельностью органов, контролирующих безопасность товаров, работ (услуг), соблюдение законодательства о защите прав потребителей, обладающих правами по пресечению нарушений прав потребителей, а также по привлечению к ответственности правонарушителей.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создана специальная Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в составе Министерства здравоохранения и социального развития РФ. На ее территориальные органы возложены одноименные функции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г.
Соблюдение специфических прав потребителей контролируется другими органами: Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Федеральной службой по надзору в сфере связи и др.
Несмотря на многочисленность контролирующих органов, наблюдается увеличение количества нарушений законодательства о правах потребителей. Так, если в 1999 г. Органы прокуратуры выявили 7547 правонарушений, то в 2003 г. – 19 636.
Не в полной мере исполняются требования ФЗ от 22 июня 1998 г. «О лекарственных средствах»: аптечные учреждения осуществляют деятельность без лицензий; продают фальсифицированные и пришедшие в негодность, с истекшим сроком годности лекарственные препараты; зафиксированы многочисленные случаи нарушения права потребителей на получение своевременной, необходимой и достоверной информации о продаваемых товарах. Нередко аптечные учреждения реализуют лекарственные средства, не зарегистрированные в России и не включенные в Государственный реестр лекарственных средств.
В нарушение постановления Правительства РФ от 26 октября 1999 г. «О Программе государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью» лечебные стационарные учреждения из-за отсутствия необходимых лекарств вынуждают граждан, находящихся на лечении, самостоятельно приобретать лекарства [1; с.14].
Распространены нарушения законодательства об энергетике. Имели место случаи, когда энергоснабжающие организации, нарушая антимонопольное законодательство, использовали свое доминирующее положение и требовали от предприятий-потребителей заключения договора залога имущества в обеспечение договора энергоснабжения, а в случае отказа – прекращали подачу электроэнергии. К примеру, энергоснабжающие организации Ставропольского края, нарушая требования законодательства, отключали от подачи электроэнергии объекты, входящие в перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства и финансируемых за счет средств федерального бюджета [1; с.15].
Действующее законодательство и его недостатки
Существующее законодательство о защите прав потребителей не исчерпывается одним только Законом РФ «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов, как законов, так и постановлений правительства, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства.
Нормы потребительского законодательства содержатся не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства. Перечень нормативных актов открывает Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан на отдых, охрану здоровья, жилище, образование и т.д., а также устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. В Уголовном кодексе России недавно появилась специальная статья, которая устанавливает ответственность за обман потребителей. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе «Об административных правонарушениях».